Цель: готовить к ознакомлению со способом проверки, основанном на связи между сложением и вычитанием.
Задачи:
- Закреплять знание таблиц сложения и вычитания, умения решать задачи и умения применять изученные устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100.
- Развивать у детей воображение, внимание, мышление, интерес к математике.
- Воспитывать у детей навыки самостоятельной работы, привычку систематически трудиться и преодолевать трудности; аккуратность в работе.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- рисунки «обитателей» острова, корабля и моря;
- полоски с числами;
- карточки с примерами для физкультурной минутки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Мыслить, думать и смекать!
II. Сообщение темы урока.
- У нас сегодня, дети, необычный урок математики. Мы отправимся на остров, где жил Робинзон Крузо, вот на этом корабле. Путешествие далёкое, опасное, но интересное. Мы в пути будем закреплять изученный нами материал по теме «Сложение и вычитание в пределах 100, поэтому с собой берём самых находчивых, сообразительных и дружных математиков. А есть ли среди вас такие? Это мы проверим, когда выполним три задания.
III. Устный счёт.
1. Смотрите внимательно! Показываю полоску:15, 18, 20, 3, 45, 37.
- Определите «лишнее» число.
- Почему число «3» лишнее? (Число 3 однозначное, а все остальные числа двузначные.)
- Увеличьте однозначное число на 10. Сколько стало? (13)
- Какое это число? (Двузначное.)
- Так как получили из однозначного числа двузначное? (Прибавили десяток.)
2. Игра «День и ночь».
- А сейчас положим головки на парты и погрузимся в царство математики. Ночь! (Ответы сначала показывают на пальцах, не поднимая головы – 1-е задание, затем хором – 2-е задание.)
1) 16 – это 8 и ...
14 – это 6 и ...
12 – это 5 и ...
17 – это 9 и ...
18 – это 9 и ...
15 – это 8 и ...
2) День!
- У Маши 8 открыток, а у Пети на 3 меньше. Сколько открыток у Пети?
- В 1-й вазе 5 яблок, а во 2-й-на 6 больше. Сколько яблок во второй вазе?
3. Назовите ответ:
а) 70 – 3 =
60 – 5 =
80 – 2 =
100 – 8 =
б) Сравните числа и выражения:
60 * 12
13 * 40
85 – 5 * 85
70 – 4 * 70
4. Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие. Проходить на корабль будете по рядам. Нужно ответить:
1-му ряду. Как получить число 11? * + * = 11
2-му ряду. Как получить число 12? * + * = 12
3-му ряду. Как получить число 13? * + * = 13
IV. Работа в тетради. Арифметический диктант.
- И вот мы на корабле. Располагайтесь поудобнее. Любуйтесь морем, дышите свежим воздухом.
- Итак, в путь!
- Откройте тетради. Запишите число; «Классная работа».
- Наш корабль подходит к острову Попугаев! Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы написать арифметический диктант.
- Запишите число, которое при счёте следует за числом 11.
- Запишите число, которое при счёте стоит впереди числа 12.
- Запишите число, которое при счёте находится между числами 16 и 18.
- Найдите значение суммы чисел 7 и 3, 6 и 7.
- Найдите значение разности чисел 9 и 1, 15 и 8.
- Запишите число, которое состоит из 1д. 5ед., 3д. 0ед.
Проверяем: 12, 11, 17, 10, 13, 8, 7, 15, 30.
Ни одной ошибки, ставим «5» ...
Поднимите руки, кто поставил «5».
«Цепочка примеров» (устно).
-А можете ли вы определить, сколько лет Гоше?
20 + 8 – 9 – 10 – 2 + 13 = ? (20) (веером показывают, получают «ананас»)
-Гоша хвалит вас за успехи и прощается с вами.
V. Физкультурная минутка.
Сколько раз ногами топнем? (8 – 4)
Сколько раз руками хлопнем? (1 + 3)
Мы присядем сколько раз? (10 – 5)
Мы наклоняемся сейчас (10 – 6)
Мы подпрыгнем ровно столько (4 + 1)
Ай да счёт! Игра и только.
VI. Решение примеров с устным объяснением.
- Движемся дальше. И перед нами остров Обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников примеры (на доске -№ 1, с. 93).
Она просит решить их с устным объяснением.
VI. Самостоятельная работа. Решение задачи.
- Плывём дальше. Остров Слонов.
Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе и никак не может справиться с решением задачи (с. 93, №4).
- Объясните слонёнку, как сделать краткую запись, но решать за него не надо.
Анализ задачи.
-Прочитайте задачу.
Условие. О чём говорится в задаче?
- Что известно в задаче?
Вопрос. Что нужно узнать? Найти?
- Сколько действий в задаче?
Решение: а) Решите самостоятельно. Один человек работает на обратной стороне доски (индивидуальная помощь).
б) Проверка.
Ответ.
- Слонёнок всё понял. В благодарность он всем, кто правильно решил задачу, дарит «бананы» и «ананасы».
- Попрощайтесь со своим новым другом и – снова в путь!
VII. Самостоятельная работа. Решение примеров.
- Что это? Необитаемый остров! Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока вы не дадите ответ на их задание, они вас не выпустят, потопят корабль!
Быстрее, дети! Быстрее за работу! (с.93, №2)
I вариант: 1-й столбик (87, 41, 92).
II вариант: 2-й столбик (25, 42, 50).
Проверка.
- Какие правила использовали при решении? Какие приёмы должны знать? (Правила перестановки слагаемых; единицы складываем с единицами; Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому; приём сложения по частям.)
- Ура! Ответы найдены, правила вспомнили. Мы на свободе! Скорее на корабль!
- Ой, что это? На палубе вода! Кто-то из дикарей успел пробить наш корабль. Ищите пробоины! (№5)
80 + 3 = *
83 – 3 = * (1-е слагаемое 80, 2-е слагаемое 3. Из суммы вычли 2-е слагаемое,
получили 1-е слагаемое.)
- Можно почитать по-другому. Как? (83-уменьшаемое, 3-вычитаемое, разность-?)
К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое.
- Пробоины найдены. Вот мы и на острове (повесить пальму).
- Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее! А ну-ка я проверю.
Задача на смекалку. Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть посередине?
VIII. Итог урока.
- Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные.
- Какие преграды встречались в пути?
- С кем вы встретились?
- Какие задания они предлагали вам выполнить?
Оценивание. Домашнее задание: с. 93, №2, №3.