Через игру – к знаниям. Отработка и совершенствование навыков работы над орфограммами

Разделы: Начальная школа


Название образовательного учреждения – МОУ СОШ №1, г.Когалым

Год разработки учебного проекта 2009 г.

Опыт использования(степень распространения):проводится один раз в одном классе

Проблемная ситуация: при написании контрольного диктанта учащиеся допустили много ошибок на давно изученные правила.

Проблема проекта: как научиться видеть орфограмму и писать грамотно?

Цель: систематизировать материал по изученным орфограммам

Задачи – этапы – способы решения.

Задача: создать и использовать тренировочное пособие для отработки знаний по теме «Орфограммы».

Этапы работы:

  1. выделение проблемы;
  2. выдвижение гипотезы;
  3. составление плана работы;
  4. исследовательская работа;
  5. изготовление игры;
  6. подвести итог работы через рефлексию.

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность:

  • поисковый;
  • исследовательский.

Сфера применения результатов: игровая и учебная деятельность

Новизна используемых форм учебной деятельности: материал урока, информация используется как средство организации деятельности на уроке. Обучаемый выступает как субъект деятельности, взяв на себя ответственность за обучение и контроль, а его личностное и интеллектуальное развитие выступает как одна из главных образовательных целей.

Форма продукта проектной деятельности: дидактическая игра.

Виды презентации: демонстрация игры.

Класс или возраст детей: 4 класс, 10 лет.

Количество участников: 23 человека.

Предметная область: русский язык.

Состав участников: одноклассный.

Сведения о проекте:

  • по характеру доминирующего метода, виду деятельности:практико-ориентированный;
  • по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одного предмета);
  • по характеру координации проекта: непосредственный;
  • по характеру контактов: внутренний;
  • по количеству участников: групповой;
  • по продолжительности: мини – проект.

Цели обучения, развития, воспитания:

а) систематизировать знания учащихся по изученным орфограммам, совершенствовать умения находить орфограммы в словах;

б) развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

в) способствовать повышению мотивации к учению; формировать опыт взаимодействия с другими участниками группы.

Режим работы (организационная форма): урочный.


Тема урока: Через игру – к знаниям. Отработка и совершенствование навыков работы над орфограммами.

Тема проектной деятельности: Создание дидактической игры.

Класс: 4.

Учащиеся должны владеть знаниями:

  • что такое орфограмма;
  • классификацией изученных орфограмм, способов их обозначения;
  • структурного состава игры.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы, обозначать их;
  • участвовать в продуктивной деятельности в ходе создания совместного проекта.

Оборудование:

  • пронумерованные таблички с названием орфограмм, таблички с условными обозначениями этих орфограмм;
  • карточки-заготовки для создания игровых полей;
  • карточки со словами (разрезные);
  • несколько инструкций к другим дидактическим играм (любые, для анализа);
  • карандаши;
  • таблички с названиями учебных пространств доски (3);
  • конверты с раздаточными листами «Рефлексия».

Цели урока:

а) систематизировать знания учащихся по изученным орфограммам, совершенствовать орфографическую зоркость;

б) развивать, мышление, память, внимание;

в) способствовать повышению мотивации к учению; формировать опыт взаимодействия с другими участниками группы.

Цель и задачи проектной деятельности:

Цель: систематизировать материал по изученным орфограммам.

Задача: создать и использовать тренировочное пособие для отработки орфографической зоркости.

Ход урока представлен в виде таблицы (см. приложение).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8