Раздел науки о языке. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 5


Цели урока:

  1. повторить разделы науки о языке;
  2. способствовать формированию навыков учащихся по выполнению упражнений, требующих простой репродукции знаний по лексике, фонетике, словообразованию, морфемике, синтаксису;
  3. способствовать развитию творческих и поисковых способностей, общей эрудиции, речи учащихся;
  4. воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
  5. способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки для глаз, релаксацию.

Ход урока

I. Оргмомент: запись даты, темы урока.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть. Тихо садитесь. Запишите в тетрадях: «Двенадцатое мая. Классная работа. Тема сегодняшнего урока: «Разделы науки о языке». Запишите тему.

II. Лингвистическая задача.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Антон и Коля поспорили. Антон утверждает, что в предложении «Здорово то, что здорово» слова здОрово и здорОво обозначают одно и то же, а Коля ему противоречит, считает, что эти слова имеют разные значения и являются омографами. Кто же разрешит их спор? Ребята, а как вы считаете?

- Давайте сейчас каждый из вас останется при своём мнении. К этому вопросу мы вернёмся после работы со статьями из толкового словаря.

III. Повторение.

1. Работа со словарными статьями из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

- Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка).

- Что такое лексическое значение слова? (Это то, что слово обозначает).

- Правильно, ребята. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Сейчас мы поработаем со словарными статьями и узнаем лексическое значение следующих слов: здоровый, здорово.

(У каждого ученика на столе – словарные статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

ЗДОРОВО, нареч. (прост.).

  1. Очень сильно устал. Здорово устал.
  2. Очень хорошо, отлично. Здорово погуляли.

ЗДОРОВО (прост). Приветствие, то же, что здравствуй.

ЗДОРОВЫЙ1, -ая, -ое, -ов.

  1. Обладающий здоровьем, не больной. Здоровый ребёнок. В здоровом теле здоровый дух. Долго болел, а теперь здоров.
  2. полн.ф. Выражающий, обнаруживающий здоровье. Здоровый вид. Здоровый румянец.
  3. Полезный для здоровья. Здоровая пища.
  4. перен., полн.ф. Полезный, правильный. Здоровая идея. Здоровая критика. Здоровый быт.

ЗДОРОВЫЙ2, -ая, -ое, -ов, -ова (прост.).

  1. Сильный, крепкого сложения. Здоровый парень.
  2. полн.ф. Большой, сильный, громкий, крепкий (о предметах, явлениях). Здоровая палка.

- Ребята, прочитайте первую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово? (Это многозначное слово, оно имеет два лексических значения. Это наречие, слово просторечное).

- Ребята, прочитайте вторую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово?

- Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что мы можем сказать о слове здоровый? ( Это многозначное слово, имеет несколько лексических значений, это слово имеет прямое и переносное значение.)

- Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здоровый?

- Ребята, скажите, почему слово здоровый помещается в двух разных словарных статьях с цифровыми показателями вверху справа? (Потому что это слова омонимы, слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

2. Решение лингвистической задачи.

3. Работа со словосочетанием «Здоровый человек».

- Запишите словосочетание здоровый человек. Назовите лексическое и грамматическое значение слова здоровый. (Лекс. значение – обладающий здоровьем, грамматическое значение прилаг., м.р., И.п, ед.ч.).

- А что значит быть «здоровым»?

- Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Значит, человек здоров, когда он … (спортивный, закаленный, сильный). (Запись выделенных слов).

- Верно, человек бодрый, закаленный, спортивный – здоров, т.е. физически развит. Но это еще не все.

- Ребята, а как вы думаете можно ли назвать здоровым человека грустного, печального?

А каким вы себе представляете здорового человека? (Жизнерадостным).

Жизнерадостный – это какой человек? (Это человек, не знающий уныния, радостный, бодрый. У такого человека всё в жизни получается).

- Какой же вывод можно сделать? Здоровый человек – это еще и человек? (жизнерадостный).

- Разберите слово жизнерадостный по составу.

- Как же одним словом мы называем приставку, корень, суффикс, окончание? (Морфемы).

- В каком разделе науки о языке изучаются морфемы как части слова? (Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике).

Физминутка для глаз

4. Выразительное чтение рассказа Ю.Ермолаева «Силач» подготовленными учащимися.

Актуализация восприятия

- Ребята, сейчас Саша прочитает для вас рассказ. Слушайте внимательно и после чтения приготовьтесь ответить на вопрос: почему Павлик не считал Вовку силачом?

(Чтение рассказа)

- Почему же Павлик не считал Вовку силачом?

- Каким вы представляете себе Вовку Анфилова?

- Как вы думаете, хорошо ли мальчику живётся среди людей? А людям с ним?

- Ребята, можно ли назвать злого человека здоровым? (Нет. Злой человек – нездоров, потому что он огорчает не только окружающих людей, но и своих близких: родителей, братьев, сестер).

- Так какие же люди могут считаться здоровыми? (Общительные, добрые, дружелюбные).

- Да, только активные, общительные, добрые и дружелюбные люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Здоровый человек – это человек, который не вредит другим.

5. Составление словообразовательного гнезда или «семьи».

- Прочитайте слова: здороветь, здоровенький, здоровый, нездоровый, здоровье.

- Как можно назвать эти слова? (Однокоренные, родственные).

- Как вы думаете, от какого исходного слова образовались эти однокоренные слова? (Здоровый).

- Какой раздел науки о языке изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования? (Словообразование).

- Составим словообразовательно гнездо из данных слов.

Здоровый   здоров-е-ть
здоров-еньк-ий
не-здоровый
здоровье IJ-эI

6. Фонетические упражнения.

- Обратите внимание на слово здоровье, каким способом образовано данное слово?

- Какая же наука о языке помогла нам справиться с заданием? (Фонетика)

- Что же изучает фонетика? (Звуки речи).

- Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте высказывание:

Здоровье - это единственная драгоценность.

(Мишель Монтень)

- Назовите слово(а), в котором(ых) все согласные твёрдые? (Это)

- Назовите слова, в которых совпадает количество букв и звуков? (Здоровье, это).

- Как вы понимаете смысл данного высказывания?

7. Работа со словом здоровье.

- Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Прочитайте словарную статью (из словаря Ожегова).

ЗДОРОВЬЕ, -я, ср.

  1. Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье.
  2. То или иное состояние организма. Крепкое, слабое здоровье. Как здоровье?

- Что вы можете сказать о слове здоровье?

(Из словаря Даля)

ЗДОРОВЬЕ или црк. здравие ср. – состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

- Ребята, прочитав словарные статьи, узнав о значении слова «здоровый», давайте сами дадим определение здоровья. Однако ещё раз давайте вспомним, какого человека мы можем назвать здоровым.

Итак, здоровье - это состояние человека, который не только физически развит, но и не знает уныния, жизнерадостный, душевный. (Запись)

Резерв.

Этимологическая пятиминутка.

- Ребята, посмотрите на экран. (Учитель объясняет происхождение слов здоровый, здравствуй.)

Здоровый «обладающий здоровьем». Праслав. * sъdorvъ «здоров», давшее современное слово здоров, образовано из приставки * съ, равной по значению «хороший», и основы dorvъ «дерево», «твёрдое дерево», «дуб». Прил. здоров, здоровый первоначально, полагают, имело смысл «из хорошего (крепкого) дерева», «крепкий, как дуб» > «крепкий, сильный» > «невредимый».

Здравствуй(те) «приветствие при встрече». В русских словарях отмечается с начала 18 века. Возникло в результате того, что форма повелительного наклонения ед. или мн.ч. глагола здравствовати «быть здоровым» стала самостоятельным словом, выражающим пожелание «будь здоров».

IV. Релаксация.

- Примите позу покоя. Когда зазвучит музыка, начнётся игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

V. Итог урока.

- Итак, ребята, какие разделы науки о языке мы вспомнили?

- Ребята, спасибо вам большое за вашу активную работу на уроке. Активными сегодня были……

Показали свои хорошие знания и эрудицию……

Урок второй.
(продолжение темы)

Презентация.