Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- выяснить причины возникновения рабочего движения в России в кон. 19 в.;
- охарактеризовать первые рабочие организации;
- познакомить учащихся с возникновением марксизма в России;
- проследить причины появления оппортунистической мысли в России
Основные понятия урока:
- марксизм;
- социал-демократия;
- оппортунизм
- стачка
- забастовка
Оборудование урока:
- раздаточный материал (Приложение 1 и приложение 2);
- презентация, выполненная в программе Power Point;
- компьютер;
- экран с мультимедийным проектором или интерактивная доска;
- учебник: Буганов В.И., Зырянов П.И. История России: кон. 17 – 19 век.
Ход урока
1. Причины возникновения рабочего движения (Презентация, слайд № 2).
В ходе беседы с учащимися выясняются причины возникновения рабочего движения в России в кон. 19 века.
– Вспомните, какие два новых класса появляются в России во второй половине 19 века?
– Каково социально - экономическое и политическое положение пролетариата?
2. Первые рабочие организации в России (Презентация, слайд № 3).
3. Возниконовение марксизма в России. Первая марксистская организация (Презентация, слайд № 4,5,6).
– Какие формы борьбы использовал пролетариат для изменения своего положения?
– Почему идеи народников не устраивали пролетариат?
Работая с Приложением 1 учащиеся выясняют цели и методы борьбы группы «Освобождения труда».
Марксистские кружки в России (материал для учителя – Приложение 2).
4. Начало революционной деятельности В.И.Ульянова (доклад учащегося). Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса. (Презентация, слайд № 7,8).
5. Причины появление оппортунистической мысли. Основные оппортунистические течения в России (Презентация, слайд 9).
Используя учебник, учащиеся характеризуют основные оппортунистические течения в России.
6. Подведение итогов урока.