Задачи:
- обобщить и закрепить знания о социальном проектировании;
- выявить отличия социального проекта от учебного;
- привить практические навыки по составлению социального проекта.
План работы
- Дать определение социального проекта и его структуру в сравнении с учебным проектом (мультимедийная презентация).
- Показать пример реализованного социального проекта с использованием приложения 1.
- Практическое задание (Приложение 1, приложение 2)
- Рефлексия
Ход занятия
I.
Целью государственной молодежной политики в современных условиях является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Социологические исследования в Российской Федерации и Свердловской области свидетельствуют о том, что молодые люди, в основном, удовлетворяют свои индивидуальные, жизненно необходимые потребности. Однако требование времени другое – есть острая необходимость вовлечения молодежи в социальную практику и развитие ее созидательной активности.
Формирование созидательной активности молодежи – процесс длительный и трудоемкий. Одним из действенных методов формирования созидательной активности признается метод разработки и осуществления социальных проектов.
Социальное проектирование можно считать системообразующим фактором социализации и самореализации молодежи, самостоятельного решения их собственных проблем.
Поэтому одним из главных направлений в работе современного педагога является формирование активной гражданской позиции у своих учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.
И как вы видите тема мастер-класса сегодня: «Социальное проектирование. Из опыта работы».
Прежде чем начать нашу работу мы попросим Вас на выданных Вам листочках написать от группы по 3-4 вопроса на которые Вы хотите получить ответ исходя из заявленной темы.
План нашей с вами работы (слайд 2, презентация)...
Задачи мастер класса (слайд 3, презентация)…
Ключевым словом является проект давайте вспомним что же оно обозначает. (слайд 4, презентация) Так как это слово является связующим, то можно сказать, что между социальным и учебным проектам по всем этим составляющим имеются черты сходства. И основополагающий вопрос: «Что такое социальное проектирование и чем оно отличается от учебного проектирования?». (слайд 5, презентация)
Итак, прочитайте, что же такое социальное и учебное проектирование?
Попробуйте найти ключевые слова в этих двух определениях (После обсуждения показать подчеркнутые слова по щелчку слайда 6, презентация)
Социальное проектирование есть способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.
Учебное проектирование – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность всех его участников по получению образовательной продукции направленной на изменение количественных и качественных показателей результатов образования.
Каковы же их составляющие?
- Проблема
- Цель
- Методы выполнения проекта
- Развитие компетентностей
- Результат
(Слайд 7, презентация)
Составляющие проекта |
Соц. проект |
Учебный проект |
Проблема |
Конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни с указанием значимых факторов, вызывающих и поддерживающих это явление |
Поиск ответа на исследовательскую, учебную задачу с заранее неизвестным решением. |
Цель |
Цель - это мечта, которая должна осуществится к точно определённому сроку |
Цель - это получение знаний не ограниченное во времени |
Методы выполнения проекта |
- Сбор информации - Что будет сделано - Практическая деятельность (как, когда и в какой последовательности) - Используемые ресурсы - Презентация |
- Сбор информации - Обработка информации - Ресурсы - Презентация |
Развитие компетентностей |
позволяет формировать социальные компетентности учащихся (способность принимать ответственность, разрешать конфликты, улучшать социальное положение общества |
позволяет формировать поисково-исследовательскую и информационную компетентность |
Результат |
Конкретный предмет (вещь, услуга, организация мероприятия, поведение, имидж), направленный на улучшение социального общества. |
Главным результатом является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. |
Вывод – слайд 14-15, презентация.
II.
А сейчас мы познакомим Вас с одним из социальных проектов…
И попробуем вместе проработать его содержание по методичке составления социального проекта (см. Приложение 1). Ознакомимся с двумя разными целями одного проекта (слайд 17, презентация), какая из них соответствует всем критериям составления цели (см. Приложение 1)…
III (для сформированных5 групп).
1. Среди выданных названий проектов (см. Приложение 2) определить какие из них социальные, а какие учебные.
2. Разработать соц. проект (либо предложенный на карточке, либо свой) по выданной методичке (см. Приложение 1).
IV. Посмотреть вопросы написанные вначале мастер класса.
На все ли вопросы мы смогли дать Вам ответ? Озвучьте пожалуйста те вопросы на которые Вы не получили ответ. Это необходимо нам для корректировки дальнейшей работы с образовательными учреждениями и доведения ответа на эти вопросы до Вас.