Использование современных технологий при взаимодействии учителя-логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, ринолалия, дизартрия и т.д.), составляющие 10-15% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям.

Для меня был интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. Поэтому я выбрала для своей углублённой работы именно эту тему.

В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
  2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  3. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
  4. Разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
  5. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

Основными направлениями работы были выбраны:

  • изучение семьи и установление контактов с ее членами;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
  • создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями осуществляется нами в следующих формах:

1. Коллективные:

  • совместные занятия;
  • буклеты;
  • родительские собрания;
  • конкурсы и выставки пособий;
  • онлайн консультирование;
  • родительские пятиминутки;
  • видеотека;
  • совместные занятия;
  • консультации, семинары, тренинги;
  • газета «Счастливая семейка».

2. Индивидуальные:

  • индивидуальные беседы;
  • библиотека для родителей;
  • индивидуальные практикумы;
  • просмотр индивидуальных занятий;
  • электронный блокнот;
  • тетрадь для домашних заданий;
  • видеотека;
  • анкетирование.

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их.

Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями.

Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т.А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр проводятся еженедельно во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми, создания атмосферы общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, мы придерживаемся следующего вовлечения родителей в совместный коррекционно-развивающий процесс:

  1. На первом этапе учитель-логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.
  2. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).
  3. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников было принять решение о выпуске для родителей газеты «Счастливая семейка», с которой они могли бы знакомиться дома. Данная газета издаётся в нашем саду на протяжении 4 лет. Неотъемлемой рубрикой газеты являются «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:

Средняя группа.

  1. Зачем язычку делать зарядку?
  2. Почему сначала звуки, а потом буквы?
  3. Как руки язычку помогают?
  4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?
  5. Как сделать речь грамотной?
  6. Поговорим о связной речи.

Старшая группа.

  1. Речевая среда – что это?
  2. С чего начинать обучение грамоте?
  3. Зачем столько знать о звуках?
  4. Что такое предшкольный возраст?
  5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).
  6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

Подготовительная группа.

  1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).
  2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:

  1. Игры на кухне.
  2. В свободную минутку.
  3. По дороге из детского сада и др.

Вся печатная продукция хранится в библиотеке детского сада. Каждый родитель может всегда взять интересующие его газеты в удобное для него время. Наряду с выпуском газет готовим памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя-логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях. Выпуск периодической печати позволил нам более плодотворно сотрудничать с родителями, которые с интересом знакомятся с содержанием газет. Отзывы родителей о данном виде информации положительные, что позволяет нам с уверенностью считать, что данная форма сотрудничества с семьями воспитанников является эффективной.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения), в рамках родительской гостиной были организованы встречи. Очень интересно прошли такие мероприятия, как «Играем пальчиками, развиваем речь» и «Сам себе логопед». На одной из родительских гостиных мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей. Тщательная подготовка к каждой встрече, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению гостиной.

Так же мы практикуем такую форму работу с родителями как видеотека. Занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают, понятны термины, употребляемые логопедом (например, дифференциация), принцип выполнения задания (выполнить звуковой анализ слова), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять диск с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей, будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: «Развитие фонематического слуха», «Артикуляционная гимнастика», «Умные пальчики», «Учите детей отгадывать загадки».

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как социальная реклама. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В социальной рекламе присутствует и логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Также к нетрадиционной форме взаимодействия относится электронный блокнот для родителей, который составляется индивидуально для каждой семьи. Блокнот содержит информационный материал (адреса, телефоны, в услугах которых нуждается семья), рекомендации по проведению занятий в условиях домашнего воспитания, конкретные задания и игры.

Кроме того, в детском саду создана «Библиотека для родителей», помогающая повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. На каждую семью заведён формуляр, и родители могут взять домой литературу, как художественную, так и методическую, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи, видеоматериалы и газеты.

В настоящее время стало возможным осуществлять кроме перечисленных очных форм работы с родителями – заочные. Мы используем онлайн консультирование в сети интернет на страничке нашего детского сада. Онлайн консультирования позволяют родителям общаться со специалистами в окне диалога в режиме реального времени. Таким образом, можно практически мгновенно получить информацию об интересующих вопросах воспитания и обучения детей. В настоящее время, каждый родитель, имеющий доступ в интернет, может задать вопрос и получить профессиональную помощь. Таким образом, помощь могут получать родители, которые в силу своей занятости не могут присутствовать на личной встрече и родители детей раннего возраста, в котором закладываются все предпосылки успешного развития.

В работе с родителями мы используем визитки, как презентацию работы логопеда в данном дошкольном учреждении. На ней отражается время работы специалиста, контактные данные. Всё это, позволяет родителям, не выходя за пределы группы, получить дополнительную информацию о работе логопедического пункта.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

Литература:

  1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.