Дидактическая игра по геометрии "Путешествие"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепление знаний детей о геометрических фигурах.

Задачи:

  1. Выяснить понимание детьми геометрических фигур и умение распознавать их.
  2. Продолжить работу над расширением словарного запаса у учащихся.
  3. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся, над развитием логического мышления, над переключаемостью внимания.
  4. Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать интерес к знаниям и к результату работы.

Оборудование: Бортжурналы, карточки с заданиями для работы учащихся, картины с изображением животных, фигуры веселых человечек, предметные карточки, карточки с примерами и с зашифрованным словом, запись на магнитофонной ленте, магнитофон.

Форма урока: дидактическая игра «Путешествие».

Ход урока

1. Организационный этап.

- Час развития. Кто готов приступить к работе, сядьте ровно и красиво.

(Учитель проверяет готовность учащихся к работе).

2. Этап постановки цели.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в интересную страну. А какую, вы узнаете, решив пример, который вам предлагает Знайка. В этой стране вас ждет много интересных встреч и различных заданий.

Дети решают примеры, разгадывая зашифрованное слово (форма – математический десант). Получается слово «ГЕОМЕТРИЯ»

7 + 5 – 8 = 4

Г

 

82 + 6 = 88

 М

 

28 – 20 = 8

Р

60 – 20 = 40

Е

 

9 + 4 – 7 = 6

Е

 

8 + 7 – 9 = 6

 И

50 + 9 = 59

О

 

49 – 6 = 43

Т

 

60 – 24 = 36

Я

3. Мотивационный этап.

Учитель. Отправляемся в страну «ГЕОМЕТРИЯ».

Путешествовать мы будем на самолетах.

Знания и навыки, приобретенные в этом путешествии, пригодятся вам в дальнейшей учебе. Геометрия будет вас сопровождать все время, пока вы будете учиться в школе.

Каждый из вас будет пилотом воздушного корабля. Перед каждым лежит бортжурнал, где вы будите выполнять задания и фиксировать результаты.
Прежде чем вы станете пилотами, вы должны решить несколько логических задач.

Задача 1. Вы – пилот самолета, летающего из Салаира в страну Геометрию, который совершит 6 посадок. Сколько лет пилоту?

Задача 2. Путешествие будет продолжаться 40 минут. Сколько времени будет путешествовать каждый?

Задача 3. Что можно приготовить в школе, но нельзя съесть?
Далее дети «садятся» в самолет и отправляются в путешествие.

Физкультминутка

Дети изображают движения летящего самолета и заучивают с учителем четверостишье (А. Жарова).

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет
Хорошо пилотом быть:
Самолет уметь водить,
Над землей взлетать легко –
Высоко – высоко.

Посадка № 1. (Дети должны отгадать загадку, чтобы узнать с кем они встречаются).

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая – (лисица).

(У каждого ребенка индивидуальный «Бортжурнал» с карточками задания).
Плутовка приготовила вам задание. Она перепутала геометрические фигуры и их названия. Соедините фигуры с их названиями. (Дети выполняют задания в бортжурнале, затем у доски).

Первые три человека, которые справятся с заданием, получают ордена «умников» и «умниц». Учитель вручает звездочки или фишки тем детям, которые справились с заданием без ошибок. (Рисунок 1)

Рисунок 1

(Большой образец карточки на доске).

Физкультминутка.

Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре, пять.
Продолжаем мы летать.

Посадка № 2.

Хоть дерись ты, хоть ты плачь-
Не могу решать задачи
Я не знаю, как считать,
И с чего их начинать?

Я не знаю, вы решите,
Помогите! Объясните!
Мою сказку посетите, В путешествие возьмите
Меня – же угадай – ка
Как зовут меня? (Незнайка)

Вот его задачи: крышка стола имеет 4 угла. 1 угол Незнайка отпилил. Сколько углов осталось?

- Кроме количества углов, что еще не знал наш Незнайка? (Дети: Нельзя портить мебель).

Физкультминутка.

Офтальмотренаж.

Посадка № 3.

Разгадай ребус. (Зашифровано слово - ребус).

Ворона начертила ломанные на песке. Число под ломанной обозначает количество ее звеньев. Нужно помочь вороне заполнить пустые окошки и догадаться, сколько звеньев ломаная должна быть вместо вопросительного знака. (Рисунок 2)

Рисунок 2

(Задание выполняется в бортжурнале и у доски).

Первые три человека, правильно выполнивших задание, получают ордена.

Физкультминутка.

Дыхательная гимнастика.

Посадка № 4.

Загадка: «Без рук, без ног, а купается». (Рыба)

Золотая рыбка просит узнать периметр дна ее аквариума. (Рисунок 3)

Рисунок 3

(Задание выполняется в бортжурнале и у доски).

Первые три человека, правильно выполнивших задание, получают ордена.

Физкультминутка.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони дружок
С запада на восток.

Посадка № 5.

Загадка:

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака).

Собака приготовила для вас игру, которая называется «Геометрическое домино». Как вы знаете, у собаки хорошие нюх, она может быстро отыскать разные предметы. Собака вам предлагает проверить свой «нюх» - отыскать на картинках предметы, где есть геометрические фигуры и назвать их. (Дети выходят к доске, выбирают предметную картинку и поясняют свой выбор).

За правильный выбор дети получают фишку.

Физкультминутка.

Ветер – ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб лететь было в силу.

Посадка № 6.

Загадка:

Кто в лису глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(Медведь).

Учитель: Почему его так назвали?

Дети: Медведя так назвали потому, что он знает, где найти в лесу мед.

Учитель: Вот медведь и хочет проверить, а знаете ли вы, какие предметы можно нарисовать помощью геометрических фигур.

(Дети по очереди выходят к доске и из геометрических фигур рисуют предметы).

За правильный выбор дети получают фишку.

Итог урока.

Вот и кончилась игра
Приземлиться нам пора
В бортжурнал взгляните все
Подведем итог игре.

Где мы побывали?

Кто нас встречал?

Что узнали о геометрических фигурах?

Что вам понравилось в путешествии?

Что не понравилось?

Как чувствовали себя во время путешествия?

Как вы поделитесь своими впечатлениями со своими близкими?

Учитель каждому ребенку кладет на парту лист, на котором три лица, изображающие разное настроение. Дети отмечают, какое настроение у них было до начало урока и после.

Дети подсчитывают количество заработанных звездочек (фишек).

Учитель подводит итог: благодарит всех детей, поощряет тех детей, кто больше набрал звездочек (фишек), кто был более активен, сообразителен, дисциплинирован.