Цели урока:
- Обобщить знания о населении страны.
- Проверить уровень усвоения материала.
- Отработать коммуникативные компетенции.
Задачи урока
Образовательные:
- Обобщить знания учащихся о населении страны.
- Закрепить знание основных понятий и терминов.
- Определить уровень умений учащихся работать с источниками информации.
- Подготовиться к проверочному тестированию.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотизм, гордость за свою страну.
- Прививать чувство толерантности.
Развивающие:
- Совершенствовать коммуникативные компетенции.
- Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
- Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем применения соревновательной формы урока.
Форма обучения: групповая.
Учебно-наглядный комплекс:
- Учебник Алексеев А.И. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2006.
- Карты населения России в атласе.
- Мультимедиа презентация «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила».
- Дидактический материал.
Формы проведения урока: Урок-игра с использованием рисунков, фотографий, учебника, карт.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Закрепление материала – игровая форма.
- 1 ступенька Демографическая.
- 2 ступенька Миграционная.
- 3 ступенька Этнографическая
- 4 ступенька Урбанизация
3. Задание на дом.
- повторить раздел 3, подготовиться к тестированию по теме.
- стр.302 №5 - составить схему, отражающую проблемы нашей страны, связанные с географией населения (по желанию учащихся).
Предварительная подготовка.
На доске изображается игровое поле в виде лестницы. Каждая ступенька имеет название: «демографическая», «миграционная», «этнографическая», «урбанизация».
Класс делится на команды по 4-5 человек. На доске у каждой команды имеется своя фишка (в виде цветного магнита), которая перемещается к верхней ступеньке «Урбанизация» во время игры. Команды выбирают капитанов. Игровые столы ставятся по кругу. Команды отвечают на вопросы по - очереди. Цель команды – как можно быстрее достичь ступеньки «Урбанизация».
Задания для каждой ступеньки запечатаны в конверты, каждой команде отдельно. Капитан выбирает конверт с заданием.
Ведущий – учитель.
Ход урока
Оргмомент – 1 минута.
Постановка цели – 3 минуты.
Учитель: Мы закончили изучать большой раздел «Население России». Что мы узнали о россиянах?
Примерные ответы: численность, национальный и религиозный состав, особенности размещения.
Учитель: Хорошо. Сегодня мы подводим итоги. Вспоминаем все, над чем работали. Таким образом, готовимся к проверочной работе. Она будет на следующем уроке. Работа будет проводиться в виде теста, где вопросы аналогичны сегодняшним заданиям.
Правила игры – 2 минуты.
- Задача первыми достичь ступеньки Урбанизация. Команда, которая первой пройдет, все этапы получает «5».
- Если команда отстанет на 1 ступеньку, она получает «4». Если команда отстанет на 2 ступеньки, она оценивается по итогам работы. Капитан-эксперт определяет, как работали члены команды.
- Если команда отвечает неправильно, ее фишку не перемещают на следующую ступеньку.
- Время на обсуждение вопроса – 3 минуты.
- Команда, которая раньше выполнит задание, поднимает руку.
- Если команда нарушает дисциплину, она штрафуется снятием баллов, т.е. отодвигается на 1 ступеньку.
- Капитан определяет, кто отвечает на вопрос. Причем каждый член команды должен обязательно ответить на 1 из вопросов.
Ход игры – 32 минуты.
1 ступенька. Демографическая.
Командам выдаются конверты с карточками. На карточках одного цвета написаны термины, понятия по теме, численность и воспроизводство населения России. На карточках другого цвета написаны определения. Задача: найти соответствие между понятиями и определениями.
Термины: естественное движение, естественный прирост, миграция, этнос, титульный народ, главная полоса расселения, урбанизация. Приложение 1.
2 ступенька. Миграционная.
Каждая команда получает конверт с текстом строки из одной песни и таблицей-матрицей. Задача: в тексте песен найти информацию о механическом движении населения, определить виды миграций, ответ записать в матрицу-таблицу «плюсами» или «минусами»:
1 команда: Во Владимир перееду, в старом доме поселюсь…
2 команда: На недельку до второго я уеду в Комарово…
3 команда: Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде (Испания) крестьянам отдать…
4 команда:
Стук колес дробнее, поезд дальше мчится,
В мареве рассвете растаяла Москва,
Где-нибудь в Сибири, в дальней деревушке
Будет жить учитель из города Москвы…
5 команда: Я сажусь в машину, еду к морю за тобой…
6 команда: Гуд бай, Америка! Чужая сторона…
Матрица-таблица
Миграции |
||
Классификация |
Виды |
Отметка о соответствии |
По причинам |
Природные |
|
Семейно-бытовые |
|
|
Экономические |
|
|
Политические |
|
|
Религиозные |
|
|
По характеру |
Добровольные |
|
Принудительные |
|
|
По времени |
Безвозвратные |
|
Возвратные |
|
|
По масштабам |
Внешние |
|
Внутренние |
|
|
По организованности |
Организованные |
|
Неорганизованные |
|
3 ступенька. Урбанизация. Каждая команда получает конверт с гербом одного города и описанием герба. Задача: определить, о каких функциях города можно судить по его гербу. Повесить герб на магнитную доску и рассказать о функциях. Приложение 2.
Описания гербов городов.
Домодедово (старый герб). Утвержден 24 сентября 1985 г. Описание герба: "В лазуревом щите зеленый столб, обремененный вверху серебряной эмблемой Аэрофлота и золотыми перекрещенными серпом и молотом, внизу золотыми перекрещенными молотками с наложенными на них тремя серебряными брусками. Глава щита в виде червленой стены с пятью зубцами
Дубна. Утвержден 27 ноября 2003 года. Описание герба: "В серебряном поле лазоревая (синяя, голубая) выщербленная оконечность, из которой вырастает дуб того же цвета с зелёной кроной, обременённой золотым знаком атома в виде безанта между двух переплетённых звеньев; ниже знака атома, поверх всего - золотое узкое остриё
Екатеринбург. Утвержден 23 июля 1998 г. Описание герба: "Щит прямоугольный, имеющий в верхней части угловатые выступы и выемки, где на зеленой части поля серебряные рудокопная шахта и плавильная печь; в нижней, золотой - лазуревая волнистая полоса в серебряном окаймлении. На окраину щита наложена серебряная друза из пяти кристаллов. Щит поддерживается золотыми стоящими медведем и соболем.
Владивосток (старый герб). Утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: "В зеленом щите золотой тигр, поднимающийся по серебряной скале, с червлеными глазами и языком; в вольной части влево - герб Приморской области. Щит украшен золотой башенной короною о трех зубцах; за щитом два золотых якоря, накрест положенных и соединенных Александровской лентою".
Геленджик. Утвержден 16 февраля 1972 г. Описание герба: "В золотом щите лазуревый круг, обремененный золотым солнцем, испускающим лучи, и сопровождаемый: справа лазуревым щитком с золотой чашей, обвиваемой змеей, слева лазуревым же щитком с серебряным парусом, под которым две серебряные рыбы, внизу червлеными серпом и молотом в обрамлении зеленой виноградной лозы. Завершенная лазуревая глава в нижней части соприкасается с лазуревым кругом, в верхней — с лентой, на которой помещено наименование города
4 ступенька. Этнографическая.
Каждая команда получает конверт с фотографиями народов России (все фотографии) и заданным народом. Народы: русские, татары, чукчи, дагестанцы, калмыки. Задача: выбрать фотографии, относящиеся к народу заданному команде. Повесить на магнитной доске выбранные фотографии. Приложение 3.
Команда-соперник должна определить народ России по коллажу.
Выставление оценок. – 1 мин.
Презентация – 5 мин. Приложение 4.
Учитель: Подведем итоги. Мы все с вами отличаемся друг от друга. Чем? (Слайд 2)
Ответы: национальностью (слайд 3-8), вероисповеданием (слайд 9), возрастом (слайд 10), местом жительства (слайд 11) и т.д.
Учитель: Но, несмотря на все отличия – мы одна семья. Все мы россияне. (слайд 11-12).
Библиография:
- Мароева Н.Ю. и др. Уроки географии 8-9 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2006.
- Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. – М.: Экзамен, 2009.
- Большая энциклопедия России. Народы России – мультимедиа-издание ИДДК, 2007.
- www.tolerance.ru
- Фотографии www.wikipedia.ru
- www.fotki.yandex.ru