Форматирование в текстовом редакторе WordPad. 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Цели:

  • расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации;
  • практическое применение сложения и вычитания десятичных дробей;
  • воспитание интереса к математике, активности, организованности;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, учебники.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Орг. момент и сообщение темы урока

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок в кабинете информатики, и на нем вам понадобятся знания, как из области математики, так и информатики. Откройте тетради и запишите число и тему урока «Форматирование в текстовом редакторе WordPad». Целью нашего урока будет: расширение представления о возможностях компьютера по обработке текстовой информации и практическое применение сложения и вычитания десятичных дробей.

А сейчас прослушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка). Этот волшебник неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон. Чтобы не повторять его ошибки мы должны быть внимательными, знать все изученные правила.

2. Устная работа

1. Установите соответствие между записями первого столбика и предложенными значениями второго столбика, для выбранного числа запишите в тетради соответствующую букву. Какое слово у вас получилось? А вы знаете, что это такое? Ротокас означает название самого короткого в мире алфавита. В нем насчитывается 11 букв, и он используется жителями Папуа Новой Гвинеи.

2. Заполните пробел…

  1. Озеро Байкал – самое глубокое место на земном шаре. Его глубина достигает 1622 м. или 1,622 км
  2. Сибирский осётр – одна из крупных рыб. Длина его достигает 3 м (0,003 км), вес более 100 кг (0,1 т). Есть сведения о вылове в 1923 г. в Обской губе осетра весом 180 кг (1,8 ц). Из него вынули более 40 кг (0,04 т) икры.
  3. Самое длинное животное - ленточный червь – был найден в прибрежных водах Южного моря. Его длина равнялась 54 м 90 см (54,9 м)

Итак, чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно помнить следующие соотношения, прочитайте их: 1см = 0,01м, 1м = 0,001км; 1кг = 0,01ц = 0, 001т

3. Работа по теме урока.

А теперь давайте отправимся смело в компьютерный мир и расширим представления о возможностях компьютера по обработке текстовой информации. На прошлом уроке мы с вами редактировали текст, сегодня мы будем его форматировать. А что же такое форматирование? Посмотрите на фрагменты текста на слайде (фрагменты с форматированием и нет), чем они отличаются?

Форматированием называется способ отображения и размещения текста документа. WordPad позволяет легко изменять форматирование документа. Например, можно выбирать разнообразные шрифты и их размеры, придавая тексту практически любой цвет. Несложно изменить и выравнивание текста.

  1. Выделите текст, форматирование которого следует изменить
  2. В меню Формат щелкните Шрифт.
  3. В поле Шрифт введите или выберите нужный шрифт.
  4. В поле Начертание введите или выберите нужное начертание.
  5. В поле Размер введите или выберите нужный размер.

Изменение цвета.

  1. Выделите текст, цвет которого следует изменить.
  2. В меню Формат щелкните Шрифт.
  3. В раскрывающемся списке Цвет щелкните нужный цвет.

Изменение выравнивания. Текст документа можно выровнять по левому краю, по центру или по правому краю.

  1. Выберите текст, выравнивание которого следует изменить.
  2. В меню Формат щелкните Абзац.
  3. В раскрывающемся списке Выравнивания щелкните нужное выравнивание.

Основные кнопки по форматированию текста вынесены на панель инструментов.

На этапе форматирования совершаются различные операции по преданию документу такого вида, который он будет иметь на бумаге.

А теперь перейдем к выполнению практической работы.

4. Закрепление изученного материала. Практическая работа.

Задания открыть и прокомментировать.

Также для выполнения практической работы вам понадобится алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Как же сложить или вычесть десятичные дроби? (стр. 91)

Задание 1 (3 мин)

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточна точна.
Результаты перед вами –
Быстро все исправьте сами.

1) 3,2 + 5,17 = 5,49 (8,37)

2) 15,7 – 4,86 = 10,84

3) 14,87 – (5,82 + 3,27) = 5,68 (5,78)

Текст стихотворения отформатируйте следующим образом:

1 и 2 строки начертание «жирный», шрифт «Arial Black»;

3 и 4 строки размер 20, цвет Бирюзовый;

5 и 6 строки начертание «Курсив», размер 18, цвет Синий.

Рядом с неправильным ответом запишите верный. Правильные ответы отформатируйте курсивом, зеленым цветом.

Проверьте себя!

Задание 2 (5 мин)

Среди раздольных лесов, лугов, полей и болот есть поселок Осиновск, а в нем современная, богатая животноводческая ферма. Молоко с этой фермы славится во всей округе.

Каждое утро дядя Егор садится за руль своей «Газели» и согласно заключенным договорам развозит молоко по окрестным деревням и дачным поселкам. На каждый день – свой маршрут.

Вычислите маршрут Дяди Егора по дням недели.

Понедельник. Осиновск – Дубиха – Пичугино – Осиновск (4,8 + 8,6 + 6,74 = 20,14)

Среда. Осиновск – Ивкино – Дубиха – Пичугино – Осиновск (2,27 + 5,27 + 8,6+6,74= 22,88)

Суббота. Осиновск – Дубиха – Сосновка – Ивкино – Осиновск (4,8+2,47+4,9+2,27=14,44)

Самый длинный маршрут выделить красным и полужирное начертание.

Проверьте себя!

А теперь откройте файл ОЦЕНКА в папке ЗАГОТОВКИ ДЛЯ ПРАКТИКУМА и оцените свою работу за компьютером.

Итак, мы отработали в практической работе навыки форматирования текста: изменение начертания, шрифта, цвета, размера и выравнивания текста, а также алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

А сейчас прослушайте сообщение из истории вычислений в десятичными дробями

5. Из истории

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый аль - Каши Джемшид Ибн Масуд в начале XV века. Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но не использовал запятой: дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но в Европе об этом не узнали и только через 150 лет учёный Симон Стивен записал десятичные дроби довольно сложно: вместо запятой нуль в кружке. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России о десятичных дробях изложил Л. Ф. Магнитский в 1703 году в первом учебнике математики "Арифметика, сиречь наука числительная".

6. Самостоятельная работа(10 мин)

Учащиеся садятся за парты(за выполнение уровня А оценка - «3», чтобы получить «4» или «5» - нужно справиться с заданиями уровня В).

А I

А II

1. Записать в виде десятичной дроби числа:

1. Записать в виде десятичной дроби числа:

2. Сравнить числа:

а) 0,026 и 0,27

б) 2,1 и 1,853.

2. Сравнить числа:

а) 0,53 и 0,534

б) 3,2 и 2,753.

3. Выполнить действия:

а) 2,3+15,4

б) 8,3-5,42

в) 5,7+0,332

3. Выполнить действия:

а) 3,5+12,4

б) 5,6-1,73

в) 2,8+0,227

В I

В II

1. Записать в виде десятичной дроби числа:

1. Записать в виде десятичной дроби числа:

2. Выполнить действия:

а) 4,57+12,16+3

б) 20,01-9,08

в) 83-82,877+13,75

2. Выполнить действия:

а) 3,68+13,15+4

б) 11,04-5,49

в) 25-2,647+0,081

3. Запишите три значения m , при которых верно неравенство

0,71< m < 0,74

3. Запишите три значения y, при которых верно неравенство

0,65 < у < 0,68

Проверь себя: (учащиеся обмениваются тетрадями)

А I

  1. 0,3 ; 2,17 ; 1,043
  2. а) 0,026 < 0,27
    б) 2,1 > 1,853
  3. а) 2,3 + 15,4 = 17,7
    б) 8,3 – 5,42 = 2,88
    в) 5,7 + 0,332 = 6,032

А II

  1. 0,7 ; 5,263 ; 3,06
  2. а) 0,53 < 0,534
    б) 3,2 > 2,753
  3. а) 3,5 + 12,4 = 15,9
    б) 5,6 – 1,73 = 3, 87
    в) 2,8 + 0,227 = 3,027

В I

  1. 1,016 ; 3,7 ; 1,24
  2. а) 4,57 + 12,16 + 3 = 19,73
    б) 20,01 – 9,08 = 10,93
    в) 83 – 82,877 + 13,75 = 13,873
  3. Например: m = 0,72 ; 0,73 ; 0,735

В II

  1. 1,024 ; 8,2 ; 3,15
  2. а) 3,68 + 13,15 + 4 = 20,83
    б) 11,04 - 6,49 = 5,55
    в) 25 - 2,647 + 0,081 = 22,434
  3. Например: y = 0,66 ; 0,67 ; 0,675

7. Домашнее задание.

Информатика - стр. 92 – 93
Составить кроссворд по темам «Форматирование текста» и «Сложение и вычитание десятичных дробей» (4 – 5 слов) /слагаемое, вычитаемое, разность, запятая, шрифт, размер, цвет и т.д./

8.Подведение итогов урока

Давайте подведем итог нашей работы.

  • Оценки за урок
  • Что вы узнали нового сегодня на уроке?
  • Интересен ли вам был такой урок? Если да, то чем?

Сегодня у нас был не совсем обычный урок, на котором мы форматировали текст и в этом нам помогали десятичные дроби.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3