Цели:
- знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; овладение речевым этикетом и культурой выражения чувств;
- обучение написанию письма другу, родным и близким людям.
Оборудование: картинка с изображением почтальона; конверты с письмами; карточки с письмами для каждого учащегося; карточки с деформированным текстом письма; С.И. Ожегов “Словарь русского языка”; таблицы со схемами текстов писем для каждого учащегося.
Ход урока
I. Вводная беседа. Актуализация темы урока
Стук в дверь. Входит ученик, переодетый в форму почтальона Печкина.
– Кто там?
– Это я – почтальон Печкин, принёс загадку вам.
– Как? Почтальон и загадку нам принёс, какую?
– Вот загадка,– почтальон достаёт из сумки
конверт и читает.
– Без крыльев, а летит, без языка, а говорит? А
если загадку отгадаете, дам то, что принёс.
Учащиеся: Это письмо.
– Да, правильно, письмо. (Почтальон даёт конверт.)
Учитель: А кто из вас догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
– Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей.)
– Для того чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
– Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
– Письма имеют свою богатую историю. Самые первые письма были “живые”: народы Старого Света посылали гонцов с письмом или устным сообщением. Потом появились “предметные” письма, т.е. с помощью каких-то предметов сообщались какие-то факты. Например, североамериканские индейцы посылали топорик в знак объявления войны, трубку и табак – в знак мира. Отсюда возникло устойчивое словосочетание “трубка мира”, а у славян, т. е. у русских – встречать гостей с хлебом – солью.
II. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем, кому и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.
1. Какие бывают письма.
– Прочитайте письмо и определите, кому, для какой цели оно написано:
Первое письмо
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
С. Маршак
(письмо-пожелание)
– Это письмо-пожелание, в нем автор желает своим друзьям быть здоровыми, добрыми, умными…
Второе письмо
Я очень хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. И ещё хочу, чтобы у тебя на работе всё всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать. Целую и обнимаю тебя. |
– Это письмо-поздравление, в котором внук Николай поздравляет своего дедушку с днем рождения и шлет ему свои пожелания.
Третье письмо
Дорогие друзья! Я хочу рассказать вам о чудной
истории, произошедшей со мной. До встречи! |
– Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.
Какие бывают письма?
Кому они могут быть адресованы?
Кого мы называем отправителем письма, а кого
получателем или адресатом?
Письма бывают разные: письма-информации,
письма-поздравления, письма-пожелания.
Письма могут быть адресованы разным людям:
родным и близким, друзьям в своей стране и за
рубежом.
Получателя письма называют адресатом – от
немецкого слова “адрес”.
2. Особенности текста письма.
Структура письма.
– Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)
– Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности.
Возможные части текста письма | Примеры |
Обращение | Мои дорогие мама и папа! |
Начальная фраза о состоянии переписки | Давно не было письма… Получил(а) ваше письмо, сразу не ответил(а), потому что… |
Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях | Опишу вам, как идёт жизнь в пионерском
лагере… Я хочу рассказать вам… У нас много новостей расскажу вам всё по порядку |
Вопросы адресату | Как Вы живёте? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Что нового? |
Благодарности | Спасибо за внимание… Спасибо за то, что положили мне тёплые вещи |
Просьба писать письма | Я прошу Вас писать мне… Жду ответа |
Передача привета | Передай большой привет… |
Прощание | До свидания… До скорой встречи… |
Концовка и подпись | Крепко целую… Любящая(ий) Вас … |
Дата и место написания, если и нет в начале письма | 15 июня 2008 года с. Ленск |
3. Работа по редактированию письма.
– Прочитайте письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.
“Дорогие мои родители! Папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут. Ваш Дядя Фёдор.” |
– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к
родителям.
– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль “Я живу
хорошо”? (Да, Дядя Фёдор пишет о хороших
событиях в его жизни).
– Какие части включает концовка письма? (Подпись.)
4. Групповая работа
Дети получают конверты, в которых находятся карточки с разными фразами из письма. Необходимо составить текст письма, расположив карточки в нужном порядке.
Проверка работы.
– Какова особенность письма как текста?
– Это текст всегда эмоционально окрашенный, т.к.
он несёт в себе переживания и чувства
отправителя, которыми он делится с адресатом.
5. Оформление письма.
– Раз письмо является средством общения, то оно должно соблюдать правила: (на доске)
- письмо пишут четким, разборчивым подчерком;
- письмо пишут на аккуратном листе бумаги;
- с левого края писчей бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5 см; такие же поля – сверху и снизу;
- письмо не пишут сплошным текстом; в нем может быть много абзацных выделений (красных строк).
III. Итог урока
– Для чего люди пишут письма?
Как бы вы начали письмо?
Что бы написали в основной части?
Как бы вы его закончили?
IV. Домашнее задание
– Напишите письмо своим родным и близким.