Продолжительность занятия: 40 минут.
Класс: четвёртый.
Образовательное учреждение – МОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа».
Учебно-методическое обеспечение: Русский язык (учебник) II и III части, авторы Каленчук М.Л. и др., рабочие тетради.
Авторский медиапродукт:
- Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
- Вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Задачи занятия:
- Образовательные – познакомить учащихся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных; формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной.
- Развивающие – способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению.
- Воспитательные - формировать коммуникативные и организаторские умения, умение работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.
План занятия
Этапы занятия |
Временная реализация |
№ кадра |
Психологическая установка |
1 минута |
№1, 2 |
Минутка красивого письма |
3 минуты |
№3, №4. |
Формулирование темы и задач урока |
2 минуты |
№5, №6, |
Актуализация знаний |
2 минуты |
|
Введение нового материала |
10 минут |
№7, №8 |
Динамическая пауза |
2 минуты |
|
Закрепление |
18 минут |
№8,№9 |
Рефлексия |
2 минуты |
№10 |
Ход занятия
I. Психологическая установка (Слайд 1, 2, приложение)
У. Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
II. Минутка красивого письма (Слайд 3, приложение)
У. На минутке красивого письма напишем три буквы. Первая буква является глухой парной согласной в суффиксе слова карманчик. Какая это буква?
Д. Это буква к.
У. Вторая буква обозначает гласный звук в слове листик. Какая это буква?
Д. Это буква и.
У. Третья буква обозначает гласный звук в слове орешек. Какая это буква?
Д. Это буква е.
У. Определите порядок следования букв в данном ряду: (Слайд 4, приложение)
киииие киииее
Д. В каждой ячейке этого ряда написано по одной букве к. Количество букв и уменьшается на одну при каждом повторе, а количество букв е увеличивается на одну.
У. Продолжите данный ряд в тетради до конца строки.
III. Формулирование темы и задач урока
У. Откройте содержание тем уроков и найдите название новой темы.
Д. (Слайд 5, приложение) Существительные. Беглый гласный.
У. Что такое беглый гласный?
Д. Беглый гласный – это гласный который исчезает из какой-то части слова, при изменении формы слова.
У. Обратите внимание на имена существительные, которые мы использовали для написания гласных букв. Чем похожи имена существительные?
Д. Имена существительные имеют одинаковый состав.
У. Чем отличаются суффиксы этих имён существительных?
Д. В слове карманчик суффикс -чик-, листик – суффикс -ик-, а в слове орешек – -ек-.
У. Можете ли вы сейчас объяснить, почему эти суффиксы имеют разные гласные буквы?
Д. Нет.
У. Над чем нам предстоит поработать на уроке?
Д. Сегодня будем работать над написанием гласных и и е в суффиксах -чик-,-ик- и -ек-.
У. Чему мы должны научиться на уроке?
Д. В каких словах нужно писать в суффиксе букву и, а в каких – е.
У. А зачем вам это знать?
Д. Чтобы правильно писать слова с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-.
У. Познакомимся с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и -ек- в именах существительных. Будем формировать умение правильно писать буквы и и е в этих суффиксах, основываясь на беглость гласной. (Слайд 6, приложение)
IV. Актуализация знаний
У. Что такое суффикс?
Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня. При помощи суффиксов образуются новые слова.
У. Что могут называть существительные с помощью суффиксов -ник-?
Д. Существительные могут называть:
- какую-либо территорию, пространство, место: малинник;
ёмкость, вместилище чего-либо: салатник;
растения: боярышник. - Лиц мужского пола: сказочник.
V. Введение нового материала
У. Можете вы сейчас сказать какую роль играет беглый гласный в написании и или е в уменьшительно-ласкательных суффиксах существительных?
Д. Трудно.
У. Хотите прочитать правило или будете добывать знания самостоятельно?
Д. Знания будем добывать самостоятельно.
У. Почему?
Д. Лучше запоминается изучаемый материал.
У. Откройте Обратный словарь на К, на ЧИК, а затем на ЕК. Выпишите столбиком по два слова: (Слайд 7, приложение)
- Суффикс -чик- – обозначает род деятельности человека.
- Суффикс -чик- – уменьшительно-ласкательный.
- Суффикс -ик- – уменьшительно ласкательный.
Выпишите шесть слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ек-. Суффиксы выделите.
Сравните суффиксы существительных. Почему в некоторых словах в суффиксах пишется буква и, а в некоторых – е? Можете определить?
Д. Трудно.
У. В какой форме находятся эти слова?
Д. В форме именительного падежа единственного числа.
У. А теперь рядом напишите слова, поставив их в форму именительного падежа множественного числа. Выделите суффиксы.
У. Что у вас получилось? Прочитайте.
Д. Докладчик – докладчики
Наладчик – наладчики
Зубчик – зубчики
Чубчик – чубчики
Ключик – ключики
Мячик – мячики
Овражек – овражки
Веничек – венички
Пряничек – прянички
Ящичек – ящички
Чулочек – чулочки
Замочек – замочки
У. Что вы заметили в написании суффиксов?
Д. У существительных с суффиксами -чик- и -ик- при изменении формы слова гласная и осталась в суффиксе, а у существительных с суффиксом -ек- гласная е исчезла.
У. Какой вывод можно сделать о написании букв и и е в суффиксах существительных -чик, -ик- и -ек- с уменьшительно-ласкательным значением ?
Д. В суффиксах существительных с уменьшительно-ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный, а если при изменении формы слова гласный исчезает, то пишется буква е. (Слайд 8, приложение)
VI. Динамическая пауза
У. Я буду называть существительные с суффиксами -чик-, -ик- и -ек-, а вы должны хлопнуть в ладоши, если нужно писать букву и, а если нужно писать е, то вам надо потопать ногами.
Ящичек, ключик, мячик, котёночек, листик, лесочек, чубчик, песочек, листочек, моточек, тюльпанчик, сыночек, газончик, грибочек, орешек, газончик, пенёчек, голубочек, ягнёночек, кипяточек.
У. Трудно ли было определять гласный в суффиксах имён существительных?
Д. Иногда было трудно.
У. Почему?
Д. Мало работали над этой темой?
VI. Закрепление
У. Давайте закрепим полученные знания. Откройте учебник на странице 81. Прочтите подсказку Летучей Мыши.
Подтвердилось ли наше открытие?
Д. Да, мы были правы.
У. А теперь прочитаем ещё раз на слайде (Слайд 8, приложение) правило и постараемся запомнить, сделав схему этого правила. (Слайд 9, приложение)
У. Выполните в парах упражнение 81.
(Работа в парах.)
У. Проверим выполненное задание.
Д. Лист – листик, листики – суффикс -ик-.
Орех – орешек, орешки – суффикс -ек-.
Бант – бантик, бантики –суффикс -ик-.
Карман – карманчик, карманчики –суффикс -ик-.
Вьюнок – вьюночек, вьюночки – суффикс -ек-.
Шкаф – шкафчик, шкафчики; шкафик, шкафики – суффикс -ик-.
Платок – платочек, платочки – суффикс -ек-.
Горох – горошек, горошки – суффикс -ек-.
Зуб – зубик, зубики; зубчик, зубчики – суффикс -ик-.
VII. Рефлексия.
У. Как чувствовали себя на уроке: комфортно или дискомфортно?
У. Какие новые знания получили на уроке?
У. Какие затруднения испытывали?
У. Кто помог справиться с трудностями?
У. Молодцы, ребята! Спасибо за работу на уроке.