Цели:
- Развивать умения определять и различать изученные части речи;
- Повышать интерес к изучению русского языка;
- Развивать коммуникативную сторону речи, творческие способности учащихся;
- Воспитывать культуру поведения на уроки, чувства товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: иллюстрации и названия островов, иллюстрация корабля, карточки с заданиями, карточки масок с мимикой, фонограммы.
Ход занятия
Дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну занимательной Грамматики. У этой страны есть одна особенность – её нет ни на одной карте мира. Но у нас есть эта карта, посмотрите! Мы поплывём туда на красивом паруснике.
Рисунок 1
Путь будет долгим, и я думаю, если вы постараетесь ещё и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
На нашем паруснике есть три команды с капитанами. Команды поприветствуйте друг - друга!
Разминка «Угадай название нашей команды»
Капитан каждой команды сообщает своё название:
- Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто?, Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
- Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.
- Название нашей команды обозначает название признака предмета, отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Какие?, предложении бывает второстепенным членом.
Русский язык хорошо все мы знаем
И знания наши здесь предлагаем!Русский язык нужен всем и всегда
Нельзя без него нам нигде, никогда!Письмо написать, любимую книгу читать.
Язык наш родной необходимо всем знать!
Ещё испытаний много нас ждёт
И пусть победа лучшего найдёт!Но огорчаться никому не нужно
Ведь будет главным наша дружба!– Команды, занять свои места!
Солёный ветер поднимается
Поскрипывают мачты на ветру (Приложение 1)
И парус силой наполняется
Мы все сегодня с вами на борту!
Выбираем курс нашего плаванья! Бросаем якорь у…
1. Город «Красивой речи»
Рисунок 2
Ребята, скажите, какой праздник приближается? (Радостный, каждый получает подарки…)
Предлагаю выучить фразу:
Скоро, скоро Новый год,
Что же он нам принесёт?
Рисунок 3
Эту фразу нужно сказать хором всей командой с различной интонацией (я показываю маски с разными выражениями – спокойствие, злость, радость, удивление, грусть, испуг).
Рисунок 4
Наше путешествие продолжается. Право руля! Полный вперёд!
2. Залив «Пойми меня»
Рисунок 5
Сейчас мы будем тренироваться понимать друг друга без слов. Строимся в шеренгу по одному по командам. 5 человек из каждой команды. Последний получает слово, которое нужно передать по одной букве, написав на спине впередистоящего.
Якорь, моряк, чайка
Морская птица – чайка.
Человек, который служит на морском судне, называется – моряк.
Что не даёт судну трогаться с места - якорь.
3. Полуостров «Неизвестный» Как сказать одним словом?
Рисунок 6
- Зарубить на носу (запомнить)
- Богатый человек (богач)
- В час по чайной ложке (медленно)
- Веселый человек (весельчак)
- Повесить нос (грустить)
- Сильный человек (силач)
- Надуть губы – (обидеться)
- Выходить из себя – (сердиться)
- Заговаривать зубы – (отвлекать)
- Чесать языки – (болтать)
- Водить за нос – (обманывать)
- Унести ноги – (убежать)
- Ломать голову – (думать)
- Клевать носом – (дремать)
- Ловить ворон – (отвлекаться)
4. Шифровка
Нам на корабль пришли шифровки, зная арифметические действия, вы должны их расшифровать.
Ребусы + грамматическая арифметика. Назвать какой частью речи является полученное слово.
кабан – ан + лук = ?
ква + рак – ак + тира = ?
с + место стоянки судов = ?
череп – п + муха = ?
корь – ь + идол – л + р = ?
чудеса – а + ный = ?
5. Конкурс капитанов
- А сейчас мы проведем конкурс среди наших смелых капитанов, посмотрим, кто из них самый сильный, меткий и лучше всех танцует!
Конкурс «Сильная рука»:
Каждому – газету. Капитан берёт газету за один конец и собирает её в кулак. Кто быстрее – тот и победил. Нельзя помогать руками и прижимать к себе.
Попасть в корзину комком бумаги.
Сплясать танец «Яблочко» (звучит фонограмма).
- Все трое оказались настоящими капитанами! Не зря они носят звание капитанов.
6. Остров «Буян» Конкурс «Дерево Мудрости»
Рисунок 7
Учитель читает строчки А.С. Пушкина
У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит
Налево сказку говорит.
Участники подходят к дереву Мудрости с «жёлтыми», «зелёными», «красными» листочками и срывают листочки одного цвета. Прочитать имена прилагательные нужно назвать однокоренное имя существительное.
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)
Храбрый – …(храбрец)
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)
7. Время пришло возвращаться домой, но чтобы наше возвращение было удачным и быстрым, вы должны прочитать предложения, найти одинаковые по звучанию слова, определить их часть речи.
Рисунок 8
1) Затопила мама печь, пироги с капустой печь.
2) Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
3) Была Катюша запевала, она все песни запевала.
Итог:
Ребята, давайте посмотрим на нашу карту, везде ли мы побывали? Значит, наше путешествие завершено.
Предоставляю слово жюри. Подведение итогов жюри. Надеемся, что вы ничего не забудете после нашей сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!
Награждение - вручение грамот. (Приложение 2, приложение 3, приложение 4)
- Итак, ребята, наше путешествие мы продолжим на уроках русского языка.