Культура интернет-общения в рамках молодежных сайтов

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


Интернет прочно вошел в нашу жизнь и жизнь наших детей. Следует признать, что современный человек, особенно подросток, значительную часть своего свободного времени проводит в Интернете, используя его совсем не для поиска информации или обучения, а для других целей. Дело в том, что интернет дает возможность погрузиться в виртуальный мир, мир со своими законами и правилами. Так же, как и реальный мир, всемирная сеть дает порой безграничные возможности для общения. Мы понимаем, что виртуальное общение не может заменить реальное, но, тем не менее, интернет, как магнитом притягивает детей.

Каковы особенности интернет-общения? Попробуем разобраться в этом и понять, что привлекает детей, в чем опасность и над чем должны задуматься мы, учителя и родители.

Цели интернет-общения следующие:

  • Ежедневное общение. Для детей это важно, так как им всегда есть чем поделиться друг с другом, даже если они не виделись всего лишь полчаса. Так как компьютеры есть почти в каждой семье и доступны в любое время, то дети могут делиться новостями, а то и просто болтать ни о чем (это нам, взрослым, так кажется, что их общение – пустая болтовня).
  • Одновременное общение с большим количеством людей.
  • Возможность познакомиться с новыми людьми. Интернет дает возможность найти друзей по интересам и общаться с ними, даже если они живут в другом городе. Иной раз ребенку хочется просто поговорить с кем-то, пусть даже и незнакомым, и в интернете всегда найдется такой «друг». О том, какие опасности это таит, чуть ниже.
  • Общение с людьми, находящимися в других городах и странах. Это важно для тех, кто летом отдыхал где-то, познакомился с кем-то, подружился, но не имеет возможности встретиться.

Какими же способами эти цели реализовать? Конечно, можно общаться по телефону, но следует признать, что этот способ связи немного устарел и телефон скорее используется для срочных кратких сообщений, чем для полноценного общения. Конечно, скажут многие, было бы лучше, если бы дети встречались, гуляли, ходил в кино и так далее. Но, к сожалению, в современном мире это недешево и не всегда безопасно. Поэтому существуют различные сайты и программы, большинством из которых пользуются современные дети и молодежь. Остановимся на некоторых из них:

  • Специальные программы, созданные для того, чтобы обмениваться мгновенными сообщениями, фотографиями, и если есть камера у компьютера, то можно общаться при помощи видео вызова. Например: ICQ, QIP, SKYPE. Что это дает? Обмен сообщениями в реальном времени, возможность играть в сетевые игры, обмен файлами и фотографиями, телефонные и видеовызовы. Безусловно, есть и отрицательные аспекты. Во-первых, упрощенный язык и безграмотность письменной речи. Во-вторых, если послал случайно что-то не то, то обратно уже не вернешь, (с другой стороны, хочется надеяться, что дети думают, прежде чем что-то отослать). В-третьих, эта пустая болтовня очень затягивает, то есть создается иллюзия общения.
  • Электронная почта (e-mail). Она скорее предназначена для работы, чем для личной переписки. Вряд ли дети её широко используют, хотя, конечно, кое-какие фотографии или файлы они могут посылать друг другу, и это достаточно удобно.
  • Специальные сайты и порталы, задуманные и созданные для взрослых людей, чтобы они могли отыскать своих одноклассников, однокурсников, потерявшихся друзей и родственников. Но как только до этих ресурсов добрались школьники, а случилось это, кстати, не очень-то давно, лет 5-6 назад, то эти сайты стали просто площадками для общения, хотя первоначальные функции не утеряли. Сюда относятся такие сайты, как: «в контакте», «одноклассники», «мой круг» и другие. На этих сайтах каждый пользователь имеет свою страничку, на которую может поместить свою фотографию, личную информацию, увлечения, любимые фильмы и музыку. С одной стороны, это прекрасно, нужно, интересно. С другой, нет никакой уверенности в том, что эта информация достоверна и что вообще эта личность существует. В этом и таится опасность – ты никогда не можешь быть уверен, что твой собеседник тот, за кого себя выдает.
  • Блог – это сайт, основное содержание которого – регулярное добавление записи, изображения или видео, то есть нечто вроде дневника (web log – сетевой журнал). Блоги публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. То же касается и форумов, где одна или несколько проблем обсуждаются огромным количеством пользователей. Блоги создавались с целью информирования публики о чем-то, отслеживания её реакции на то или иное событие, но у детей это скорее чтение-развлечение, либо общение со своими кумирами – артистами, певцами, спортсменами. Есть положительные и отрицательные стороны чтения и ведения блогов. Среди плюсов можно отметить функцию дневника, возможность выразить себя и свои мысли. К минусам можно отнести недостоверность информации и опасность общения с психически нездоровыми людьми, провоцирующими конфликты и оскорбляющими других.

Язык интернет-общения стремится к упрощению и опрощению, хотя каждый сам решает, насколько ему опускаться до безграмотности и пошлости. К особенностям интернет-речи можно отнести: сетевой сленг (употребления англоязычных и русских аббревиатур); компьютерные термины или их склоняемые кальки; «олбанский язык» (слова или словосочетания, написанные неправильно с точки зрения правил орфографии, обычно с ироническим или с сатирическим смыслом).

Здесь кроется опасность, так как некоторые дети, да и взрослые тоже, используют эти жаргонизмы как обычные слова и употребляют их к месту и не к месту. К сожалению, в интернете можно встретить и ненормативную лексику, конечно, ее иногда маскируют многоточиями или символами, но это дела не меняет. Дети впитывают ее как губки, и объяснить, что так разговаривать нельзя, порой бывает трудно.

Смайлики служат для выражения эмоций при письменной речи. Они изображаются с помощью символов или «колобков» с различными физиономиями. В общем, иногда достаточно прислать смайлик с нужной эмоцией, и становится ясно без слов, каково отношение пишущего к информации, только что им полученной. Для развития эмоциональной сферы это, наверное, хорошо, но крайне обедняет и без того небогатый словарный запас современных школьников.

Безусловно, интернет таит в себе массу опасностей, но и дает большие возможности. Наша задача, учителей и родителей, - воспитывать культуру интернет-общения, раскрывать возможности интернета, своевременно и полно рассказывать ребенку обо всех опасностях и сложностях такого времяпрепровождения. Безусловно, здесь важен и личный пример взрослых, и контроль деятельности ребенка, и воспитание в ребенке культуры в целом, развитие его творческих способностей, организация его досуга. Всякий опыт полезен, главное не допустить компьютерной зависимости. В заключение хочется привести слова О. Баглейбтера, кандидата технических наук, инженера, электронщика, который хоть и далек от педагогики, но сказал очень правильно: «Да было уже все это. И письменность фигурками. И язык, основанный на междометиях. Все было… На заре человечества».

Приложение