Цель: сформировать у учащихся представление о правильной и неправильной осанке и её влиянии на поведение
Задачи:
- Расширить представления и знания о правильной осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя
- Закрепить представления о правильной и не правильной осанке
- Учить применять на практике упражнения по формированию правильной осанки
- Коррекция и развитие связанной устной речи
- Развитие непроизвольного внимания и зрительного восприятия,
- Коррекция и развитие умения планировать свою деятельность.
- Коррекция и развитие личностных качеств (навыков самоконтроля)
- Воспитывать умение работать в группе
Оборудование: карточки с текстом <Приложение 1>, карточки с кроссвордом <Приложение 2>, карточки с заданием <Приложение 3>, Презентация (Приложение), Приложение 4.
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, которая называется “Пол, нос, потолок”.
Я показываю рукой на пол и называю “пол”, затем показываю на нос и говорю “нос”, потом поднимаю руку вверх, показываю на потолок и говорю “потолок” вы должны повторять за мной, но быть при этом внимательными и не нарушать правила. А я буду стараться вас запутать.
Ребята, о каком органе тела мы сейчас с вами говорили?
А какие органы тела вы ещё знаете?
Хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами проверим вашу внимательность. У вас на партах лежат листочки с текстом, где вы должны вычеркнуть все буквы “а” встретившиеся вам. На это вам 3 минуты.
Текст.
Осанка – это положение человека стоя или сидя. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперёд грудь, живот подтянут. Правильно сидеть нужно прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. 15 букв.
А теперь давайте поменяйтесь листочками и проверьте внимательность вашего соседа должно получиться 15 букв.
Ребята посмотрите у вас на парте лежат карточки с кроссвордом, который вы должны отгадать. Если вы отгадаете правильно, то у вас получиться ключевое слово.
2. Введение в тему. Кроссворд
Проверяем с помощью опоры на Слайд 1. Приложение |
3. Изучение новой темы
Итак, ребята у нас получилось ключевое слово “ОСАНКА”. Слайд 2.
А сейчас прочитайте мне, что такое осанка?
Молодцы! А как вы думаете про что мы будем с вами говорить на уроке? Правильно про осанку. Поэтому тема нашего урока называется так: “Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя”. Слайд 3.
Осанка это наше привычное положение тела. При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело, голова слегка приподнята, плечи отведены назад и живот подтянут, полностью выпрямлены ноги; руки свободно опущены. Слайд 4.
Мне нужен доброволец, для того чтобы попробовать встать, так как стоят с правильной осанкой. А чтобы тебе легче было понять, встань спиной к стене, чтобы касаться её затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Слайд 5.
Но нужно научиться не только правильно стоять, но и ходить. Ведь походка выдает настроение человека, его самочувствие, возраст. Для того чтобы она была красивой, идти нужно средним шагом, умеренно быстрым и легким, обязательно ритмичным. То есть шаг должен быть мелким и пружинистым. Стопу надо ставить прямо, голова слегка откинута, руки легко и естественно помогают ходьбе, движение плеч и бедер почти незаметно. Слайд 6.
А сейчас давайте посмотрим, как нужно правильно ходить. Мне нужен один человек для того чтобы пройти правильно.
Хорошо, а скажите ребята, все правила были выполнены или есть какие-то небольшие нарушения?
4. Закрепление учебного материала
Молодцы. Но для того чтобы правильно стоять и ходить мало знать правила ещё и нужно развивать “мышечный корсет”. А это достигается путём укрепления всех мышц туловища. Для этого нужно делать гимнастику и заниматься спортом. Труднее всего принять правильную осанку утром, встав с постели. Поэтому нужно начинать свой день с утренней гимнастики, которая называется “зарядкой”, потому что прогоняет остатки сна и заряжает организм бодростью на весь день. Её нужно выполнять в хорошо проветриваемой комнате или ещё лучше – на свежем воздухе. Гимнастику можно делать не более 10-12 минут, в это время следует сделать 10-12 упражнений. Слайд 7.
Физкультминутка
Упражнения
1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт “раз-два” поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет “три-четыре” опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.
2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.
3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.
4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.
5. “Дровосек”. Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.
А сейчас давайте проверим, что вы запомнили про осанку в положении стоя. Вам даны карточки с таблицей, в которой вы должны поставить правильную последовательность положения частей тела. Приложение 2.
Самопроверка с помощью Слайда 8.
О положении тела нужно помнить не только в положении стоя и при ходьбе, но и во время приготовления уроков, сидя за столом. Слайд 9.
Приучите себя правильно сидеть: прямо, немного наклонив голову вперёд, опираясь поясничной частью спины о спинку стула, а ступнями ног о пол. Обе руки должны лежать на столе. Не надо опираться грудью о стол. Расстояние от глаз до тетради не должно быть ближе 35 сантиметров. Это можно определить так: поставьте руку, согнутую в локте, на стол, при этом кончики пальцев касаются наружного угла глаза.
Давайте сядем все правильно. А для того чтобы вам было легче, я приготовила подсказку. Слайд 10. Молодцы!
Но для того, чтобы сформировалась правильная осанка нужно постоянно следить за собой: не горбиться, плечи распрямлять, живот втягивать, голову держать прямо. Потому что скелет человека и осанка взаимосвязаны. Если нарушается правильное развитие костей, нарушается и осанка. Скелет служит опорой тела. Скелет – надежная опора человеческого организма. В скелете различают кости позвоночника, грудной клетки, черепа, таза, верхних и нижних конечностей.
Позвоночник состоит из отдельных небольших косточек-позвонков, соединенных друг с другом мягкими хрящами. Позвоночник защищает от повреждений спинной мозг, находящийся внутри. Поэтому наша задача сохранять позвоночник гибким и прочным. Слайд 11.
У школьников при неправильной позе, особенно во время письма, искривляется неокостеневший позвоночник. И может развиться ряд нарушений, которые нельзя исправить, например такое заболевание как сколиоз. Слайд 12.
Посмотрите на рисунок, и вы сразу же увидите разницу между человеком с правильной осанкой и с нарушением осанки.
При сколиозе перекошены плечи и таз, искривлён позвоночник. Чтобы вам было понятней, посмотрите небольшое видео <Приложение 3>. Слайд 13.
5. Физкультминутка
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения
Упражнение “Гора”
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
6. Итог урока
Хорошо. Молодцы. А сейчас, давайте с вами, выполним буквенное задание. У вас на партах лежат карточки с правилами положения разных частей тела при правильной осанке стоя. Сейчас вам дано будет время, в течение которого нужно будет всем вместе подумать и составить их в правильной последовательности.
Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Слайд
14.
Ребята, давайте повторим всё, что мы изучили
сегодня на уроке. Слайд 15.
Молодцы, всё сделали.
7. Домашнее задание
Мы сегодня выполнили с вами 5 упражнений для укрепления мышц спины, поэтому домашнее задание будет подобрать ещё 5 упражнений для комплекса зарядки по укреплению осанки.
8. Рефлексия
А сейчас каждый подумайте и выберите себе ту
мордочку, которая подходит к вашему настроению. Слайд
17.
Почему вы выбрали именно так? Что вы с этого урока
возьмёте для себя?
Детям предлагается выбрать из трёх вариантов: радость, равнодушие и печаль.
Спасибо за внимание.
В конце занятия всем детям раздаются карточки с 5 упражнениями, выполненными на уроке. Приложение 4.