Основные задачи:
- Проверить качество усвоения учащимися таких химических понятий, как степень окислении, оксиды, основания, кислоты, соли, бинарные соединения, индикаторы, молекулярная и молярная массы, количество вещества; умения применить свои знания, определить заряды ионов в предложенных веществах, решать расчетные задачи по химическим формулам, составлять генетические ряды для солей, выявить типичные ошибки и предусмотреть меры по устранению обнаруженных пробелов.
- Продолжить формирование у учащихся мировоззренческих идей материальности и познаваемости окружающего мира; уметь работать в коллективе, развивая чувство товарищества, требовательности к себе и к своим одноклассникам.
- Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, планировать ответ, готовить краткое сообщение по заданной теме; развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении, обеспечить эмоциональное развитие учащихся (занимательность, яркие примеры, иллюстрации, кроссворды и др. эмоциональные ситуации).
Оборудование:
- Переносные доски
- Тематические газеты
- Дидактический материал
- Материал дидактических игр
- Карточки с химическими формулами
- Зачетные листы команд
- Набор лекарственных препаратов (борная кислота, гидрокарбонат натрия, гидроксид кальция, иодид калия, иодид натрия, оксид цинка, перманганат калия, сульфат бария, хлорид кальция, хлорид натрия)
- Призы для победителей (блокноты)
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
- Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде
Методика организации общественного смотра знаний предусматривает проведение своеобразного отчета учащихся о своих знаниях перед одноклассниками, родителями, учителями.
Ход мероприятия
I этап смотра – подготовительный
Определив тему смотра, создаю комиссию (жюри) из числа учащихся, проявляющих интерес к химии и знающих этот предмет; родителей, профессии которых связаны с химией; учителей химии.
Состав жюри:
- Бильдина М.В. – пенсионер, бывший учитель химии и завуч школы №3
- Орлова Л.К. – фармацевт, зам. зав. Аптеки
- Ученицы 10 “A” класса – Колдырина Е., Гольцова Т.
С членами жюри провожу консультации, объясняю характер их обязанностей на смотре знаний, обсуждаю содержание вопросов и заданий, критерии оценки знаний и умений.
За две недели до смотра ученики получают вопросы для подготовки к смотру. Провожу две консультации для учащихся.
Т.к. вторая часть смотра будет проводиться в форме соревнований, то класс делю на четыре команды на основании личных симпатий и привязанностей учащихся. Провожу жеребьевку названий команд: “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”.
В задачи каждой команды входит:
- Коллективная подготовка к смотру
- Выпуск тематической газеты (название газеты соответствует названию команды)
- Изготовление эмблем с названием команды и порядковым номером
II этап смотра – проведение
1. Вступительное слово учителя (цель смотра, представление членов жюри, порядок проведения смотра)
2. I часть смотра – “строгий час”
а) Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие классы неорганических веществ вы знаете?
- Какие вещества называются оксидами? Примеры.
- Какие две группы оксидов вы знаете? Примеры.
- Как называются вещества, состоящие из двух химических элементов?
б) Фронтальная письменная работа (по вариантам)
Задание записано на переносной доске:
Выписать формулы бинарных соединение. Определить степень окисления элементов. Подчеркнуть оксиды металлов одной чертой, а оксиды неметаллов – двумя.
Каждый ученик получает табличку с дидактическими материалами матричного характера.
Варианты | |||||||
№ п/п | I | II | III | IV | V | VI | VII |
1 | K2O | Sr(OH)2 | CaSO4 | Cl2O7 | CaCl2 | Na3PO4 | Ca(OH)2 |
2 | Na2SO4 | H2CO3 | Na2O | Mg(OH)2 | SiCl4 | Ba(OH)2 | K2CO3 |
3 | Cu2O | CaO | Al(NO3)3 | H2SO3 | P2O5 | K2SiO3 | Na2SO3 |
4 | HCl | K2SO3 | H3N | SO3 | Cu(NO3)2 | H3PO4 | HCl |
5 | MgCl2 | Fe2O3 | K3PO4 | Na2S | MgCO3 | SiO2 | AlCl3 |
6 | Ca(OH)2 | NaCl | N2O5 | KOH | CO2 | K2SO4 | Fe(OH)3 |
7 | CuS | H2S | CO | Na2SiO3 | HNO3 | MgO | H2O |
8 | Fe2O3 | NaOH | H2SO4 | CuO | Fe(OH)2 | Al2O3 | BaO |
9 | K2CO3 | CaSiO3 | Cu(OH)2 | H3PO4 | H2SO4 | H2CO3 | H2SiO3 |
10 | H3PO4 | SO2 | Na2CO3 | SCl2 | FeO | H3N | ZnO |
Эту таблицу учащиеся используют для следующих письменных работ.
в) Разминка (фронтальная работа с карточками химических формул кислот, оснований, солей; названия веществ и чтение формул)
г) Фронтальная письменная работа (по вариантам)
Задание записано на переносной доске:
Вычислить отдельно формулы кислот, оснований, солей; дать им названия. Для веществ, формулы которых подчеркнуты, записать заряды ионов. Дополнительное задание для “сильных” учащихся: для соли записать генетический ряд
д) Фронтальная беседа:
- Что можно сказать о веществе, зная его химическую формулу? Например, H2SO4
- Как можно распознать кислоты?
е) Рассказ ученика об открытии индикаторов: “Роберт Бойль и его опыты с кислотами”
По формуле мы можем производить различные расчеты
ж) Фронтальная письменная работа (по вариантам)
Задание записано на переносной доске:
Вычислить молекулярную массу, молярную массу и массу 0.5 моль вещества, стоящего под номером 9
3. II часть смотра – соревнования четырех команд
а) Каждая команда выпустила тематическую газету. Свою газету представляет команда “Оксиды”
б) Блицтурнир
Каждой команде дают лист с заданием, который они потом с ответом сдают в жюри.
Порядок проведения: учитель два раза зачитывает формулировку вопроса и свистком обозначает начало отсчета времени. Команды должны обсудить ответ, записать его и по второму свистку (можно досрочно) положить его на стол жюри. Далее следует второй вопрос и т.д. За время обсуждения жюри оценивает правильность ответов и записывает на доске заработанное каждой командой число баллов.
1 задание
Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице, по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского ученого-химика.
Формулы | Классы неорганических соединений | |||
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли | |
K2O | М | А | Ш | А |
H2CO3 | П | Е | Т | Р |
P2O5 | Н | И | М | А |
CuSO4 | П | О | С | Д |
Ca(OH)2 | Л | И | Е | С |
Fe(NO3)3 | А | Н | У | Л |
SO2 | Е | Л | З | А |
H3PO4 | Н | Е | Л | С |
Na3PO4 | Ч | У | М | В |
Ответ |
2 задание
Выявите в каждом ряду правило, в соответствии с которым заполните формулами разных неорганических веществ, и, в соответствии с правилом, заполните пустые клетки подходящими формулами.
3 задание
Укажите в каждом из нижеприведенных рядов одну кислоту, которая не соответствует признакам, объединяющих их в ряд
- Двухосновная кислота среди одноосновных: HF, HCl, HBr, H2S
- Неустойчивая кислота среди устойчивых: HNO3, H2CO3, H2SO4, HCl
- Нерастворимая кислота среди растворимых: H2SO4, H2SO3, H2SiO3, H3PO4
4 задание
Игра в “Крестики и нолики”. Выигрышный путь составляют растворимые в воде основания.
Cu(OH)2 | NaOH | NaCl |
H2SO4 | Ba(OH)2 | Mg(OH)2 |
KCl | KOH | Fe(OH)2 |
Жюри подводит итоги блицтурнира
в) Команда “Основания” представляет свою тематическую газету
Кроссворд. Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой присутствует химический элемент водород
- Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
- Самое распространенное вещество на Земле
- Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента
- Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду
- Металл, входящий в состав мела, мрамора и известняка
- Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощи химической промышленности страны
г) Конкурс “Отгадай вещество”
Проводим жеребьевку последовательности участия команд в конкурсе
- Первая команда загадывает вещество
- Вторая команда с помощью вопросов определяет, какое вещество загадано
- Первая команда дает односложные ответы
д) Член жюри, фармацевт Орлова Л.К., рассказывает о применении некоторых органических веществ в медицине (демонстрация лекарственных препаратов)
В заключение жюри подводит итоги соревнования, определяет лучшую команду, награждает ее, сообщая оценки за письменные работы. Отмечает лучшие работы учащихся.