Тема: «Работа и строение сердца».
Цель: создать условия для приобретения знаний о работе сердца; получения практических навыков, помогающих сохранить здоровье; для воспитания доброго отношения к людям.
Оборудование: плакат «Организм человека»; наглядность, кукла; музыкальное произведение «Колыбельная Медведицы»; картинки о спорте; фонендоскопы; часы; микрофон; таз с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент и сообщение целей занятия.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
- Что это? Да, сердце. И сегодня на занятии узнаем много интересного и полезного о нашем сердце, его работе, строении.
2. Основная часть.
- А какой формы сердце? Нарисуйте на доске.
1. Информация.
Наше сердце имеет такую вот форму. (иллюстрация плаката).
Сердце — не медовый пряник. Сердце — это мускул, который имеет форму мешочка. Это самый сильный и важный из всех органов. Приказывать мы ему не можем, это «непослушный» мускул. Но зато очень трудолюбивый, он работает, как неутомимый насос. 100 тысяч раз за день оно сделает своё «бум - бух» и ни разу не передохнёт.
- А хотите узнать какого размера сердце? Сейчас я вас научу. Каждый сжимает свой кулачок. Наше сердце примерно с кулак.
- Как вы думаете, где расположено сердце?
Сердце расположено в грудной клетке, с левой стороны. Давайте послушаем своё сердце. В классе должна быть полная тишина. Положите ладонь на своё сердце и вы услышите, как оно работает.
Сердце разделено на две части — на правую и на левую половину, между которыми находится мышечная перегородка, не дающая смешиваться крови из правой и левой половины. И обратите внимание, и это сердце состоит из двух половинок. Не зря люди выбрали эту форму.
- Как же работает сердце?
Кровь всё время поступает в сердце и всё время устремляется из него. Потому что сердце — это насос, заставляющий кровь циркулировать в теле.
В правую половину сердца кровь поступает после того, как соберёт в теле ненужные вещества, от которых необходимо избавится. Оттуда сердце гонит кровь в лёгкие, чтобы она там очистилась и обогатилась кислородом. Там идёт удивительная игра в мячики: из крови в лёгкие. Вылетают мячики, наполненные углекислым газом, из лёгких в кровь вылетают кислородные мячики.
2. Практическая часть
А сколько раз в одну минуту стучит ваше сердце сейчас мы с вами проверим. Посчитаем пульс.
Толчки сердца, которые передаются проходящим в теле артериям, называются пульсом. Вы можете его определить на основания кисти, на виске, по бокам шеи. Должна быть полная тишина. Закройте глазки. Начали. (дети считают пульс за 1 мин.)
3. Физминутка.
- А сейчас мы с вами встанем и сделаем физминутку.
- А теперь давайте измерим ещё раз наш пульс.
- Что изменилось? Вы видите, что дыхание и пульс участились.
- Ребята, почему говорят «Сердце чуть не выпрыгнуло?»
Дыхание и пульс должны восстанавливаться через 5-7 минут с помощью определённых упражнений. Давайте вспомним дыхательную гимнастику и восстановим наше дыхание и пульс.
4. Дыхательная гимнастика.
- Что произойдёт с вашими мышцами, если вы пробежите на большое расстояние без подготовки? А что надо делать, чтобы они не болели? (Тренировать)
- Правильно. Сердце, сердечную мышцу тоже надо тренировать. А как это надо делать вы мне скажите, посмотрев эти рисунки.
- Физический труд на свежем воздухе.
- Занятия физкультурой.
- Катание на коньках, лыжах.
- Купание, плавание.
- Утренняя гимнастика.
5. Психогимнастика.
- Как успокаивает мама ребёнка, когда он плачет? Как она его качает. Покажет нам Катя. (Звучит колыбельная «Медведицы»)
- Как вы думаете, почему она именно так качала? Почему все мамы: Африки, Австралии, Польши, Германии и остальных стран качают одинаково?
Пока ребёнок развивается в организме мамы он постоянно слышит биение сердца мамы. Когда он появился на свет, он ничего не знает и не умеет, и слыша привычное «бух — бух», он быстрее успокаивается. Поэтому все мамы качают ребёнка в режиме биения сердца.
Мама — самый любимый и родной человек для каждого ребенка. Какие слова вы бы хотели сказать о своей маме? (добрая, ласковая, милая).
У ваших мам «золотое сердце». Сердце — не только орган, это символ души человека, переживаний, чувств, настроений.
- Как вы понимаете выражение «У него нет сердца», «Ледяное сердце»?
- В какой сказке у мальчика его доброе сердце стало вдруг злым и холодным?
- А кто выручил его из беды? А какое сердце у Герды?
- А сейчас мы поиграем в игру «А как бы ты поступил?» У вашего друга плохое настроение, как бы вы ему помогли?
Ребята, а если у вас плохое настроение, то можно послушать музыку, посмотреть любимый мультфильм или вспомнить что-то хорошее.
Вокруг нас много людей — научитесь вслушиваться, вглядываться в другого человека, понимать его, откликаться на его проблемы.
6. Итог.
- Что вы посоветовали, пожелали бы своим друзьям, близким, как заботиться о своём сердце?
А что пожелал известный поэт С. Маршак всем людям: детям и взрослым, мы сейчас услышим.
«Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнейшего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недешево!
Разговор о сердце мы с вами ещё не закончили.