Цель:
- Продолжить работу по закреплению знаний о прямом угле.
- Развивать глазомер, пространственное ориентирование, логическое мышление.
- Упражнять в совершенстве вычислительных навыков.
Оборудование:
- проектор, магнитная доска;
- угольники, чистые листы у каждого.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Все вы слышали звонок?
Начинать пора урок.
Кто готов? Кто все знает?
Нет!?
Значит, учитель опять вам помогает.
(Установка на успех.)
- Вы тоже поможете, если скажите себе: я все буду делать правильно. У меня это получится!
2. Актуализация знаний.
(Учитель показывает первый слайд.)
5 х 6 – 12 = | 80 – 40 : 5 = | (24 + 12 ) : 4 | ||
А + 9 | 17 – с |
- Можно ли эти выражения поделить на группы? Какие?
- Прочитайте числовые выражения Найдите их значения.
(Показывается второй слайд с ответами. Назвав правильный ответ, дети читают выражение «Математика – царица наук».)
- Почему так говорят? (Выслушиваются ответы учащихся.)
- Кто не согласен? Мы попытаемся на уроке убедить вас в этом.
- А знаете ли вы, что у математики есть сестра?
- Прочитав нечисловые выражения, вы узнаете, как ее зовут.
(Показывается третий слайд со словом «геометрия».)
- Сегодня на уроке мы уделим внимание этой части математики.
3. Физкультурная пауза.
Руки вверх подними
И на небо посмотри.
Что ты видишь?
Солнце светит,
Хорошо нам жить на свете.
4. Графический диктант.
(У каждого чистый белый лист и карандаш.)
Учитель дает задание:
- проведите горизонтальную линию;
- линию, которая не пересекает первую;
- линию из трех звеньев;
- я называю предмет, а вы прорисовываете его форму: яблоко, ель, автобус, дом в деревне.
(На доске показываются некоторые работы.)
- Ребята, а почему не все линии ровные?
- Верно, ребята их чертили без инструмента. Как называется такой инструмент?
- Кто попробует на доске при помощи линейки начертить две прямые линии, чтобы они пересеклись в одной точке?
(К доске выходят сразу 3 ученика и предлагают свои варианты. Один выбирают за образец.)
5. Закрепление изученного.
- Вспомните, что у нас получается при пересечении двух прямых?
- Верно, угол. Какие углы вы хорошо запомнили?
(Дети должны назвать «прямые», если затруднятся, учитель поможет.)
(Показывается слайд с разными углами.)
- Кто видит прямые углы?
- Кто попробует с помощью инструмента определить?
- Как быть, если нет угольника?
Информация учителя о том, как с помощью листа бумаги получить прямой угол: лист достаточно два раза сложить пополам и готова модель прямого угла.
- Далее дети называют прямые углы и с помощью угольника доказывают это.
6. Вторичное закрепление.
- Открываем «Рабочие тетради» на стр. 46 . № 144 выполняем устно, проверяем свой глазомер (заслушиваются несколько учеников).
- На стр.47 № 146 выполним самостоятельно.
(Дети сами определяют прямые углы и в тетрадь пишут только номер правильного ответа.)
На доске появляются номера правильных ответов: 3, 4, 2, 5, 1.
Самопроверка.
- Кто нашел все углы под этими номерами?
- У кого только 4 ? 3?
- Кому было трудно?
- Кто сомневался?
- Кому помог сосед?
7. Физкультурная пауза.
- А теперь все быстро встали
И руками помахали.
Руки в угол превратили,
Ноги в угол превратили.
Наклонились влево, вправо,
Сделав туловищем круг.
И уселись опять прямо.
- Ребята, а где в жизни вы встречали прямые углы?
(Ученики приводят свои примеры.)
- А вот теперь задумайтесь, почему у наших зданий, мебели и других предметов быта есть прямые углы?
(Учитель обобщает ответы: это и для красоты и для удобства.)
- Вы теперь убедились, какую большую роль играет прямой угол не только в математике, но и в жизни.
8. Работа над задачами.
- На стр.48 «Рабочей тетради» работаем над задачей.
Задача. Площадь цветника 18 м2.Розы занимают 9 м2, а остальную площадь разделили между собой гвоздики, пионы и маки. Какую площадь занимают маки?
- Прочитайте самостоятельно условие. Задумайтесь над вопросом.
- Кто без моей помощи может справиться? (Дети поднимают руки.)
- Вы приступаете к решению самостоятельно.
- Кому нужна моя помощь, слушают внимательно:
- Что вам уже известно?
- А вся площадь?
- Теперь представили задачу?
- Покажите, каким будет ваше первое действие?
(Учитель обязательно ходит и смотрит, как дети справились с первым шагом.)
- А чтобы вычислить площадь под маки, посмотрите на подсказку.
(После того, как большинство детей справятся с заданием, учитель показывает на доске запись.)
18 – 9 = 9 – дописывает. | 18 – 9 = 9 (м2) – оставшаяся площадь. | |
9 : 3 = 3. | 9 : 3 = 3 (м2) – площадь под маки. |
- У всех ли так?
- Чего здесь не хватает?
- Кто нам допишет, чтобы всем было понятно?
(У доски работает ученик.)
- Вы убедились, что и здесь без геометрии не обойтись.
(Учитель показывает следующий слайд с текстом задачи.)
Задача. В детском конструкторе было 9 круглых деталей, а прямоугольных в 3 раза больше.
- Прочитайте и скажите, кто может ее уже решать.
(Если у детей возникнут затруднения, учитель им помогает. Дети должны сами сказать, что в задаче нет вопроса.)
- Поставьте свой вопрос, чтоб она решалась в одно действие?
Ответ учащихся: Сколько прямоугольных деталей?
- Какой надо поставить вопрос, чтоб она решалась в два действия?
Варианты учащихся:
- Сколько всего деталей?
- На сколько круглых меньше, чем прямоугольных?
- Хорошо, вы сейчас подумаете, оцените свои знания и выполните задачу, как сможете: кто в одно действие, а кто – в два.
(Во время работы учащихся, учитель проходит по классу, оказывая индивидуальную помощь. Проверять работу вслух не обязательно, достаточно индивидуальной работы.)
9. Закрепление вычислительных навыков.
- Молодцы, ребята, хорошо поработали с задачами, но чтобы не было вычислительных ошибок предлагаю открыть учебник на стр.74.
- Что увидели?
- Как вы думаете, будут все значения одинаковые?
- Проверим: первый ряд работает только с суммой, второй – с разностью, а третий- с частным.
(На решение отводится 3-4 мин., т.к.задание небольшое и несложное.)
10. Рефлексия.
- Ребята, я очень рада, что вы выполнили задания урока.
- Все так старались, в математике не разочаровались?
(Звучит легкая музыка, дети отдыхают.)
- Кто на уроке говорил себе «Я не знаю»?
- Кто был уверен «Я могу» ?
- А может быть кто-то подумал «Если я ошибусь, мне помогут»?
- Именно это я хотела от вас услышать, чтобы вы уверенно шли на урок, слушали, учились и не боялись ошибиться, когда рядом есть друзья, учитель.
(Учитель дает словесную оценку учащимся.)
11. Домашнее задание.
- Оно не такое, как всегда. Дома с родителями рассмотрите свою комнату, где есть прямые углы, предметы быта, проанализируйте, как они располагаются. А завтра нам расскажите.
Спасибо за урок.