Цели урока:
- Образовательные: продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова; формировать представление о приставке как значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.
- Развивающие: развивать интеллектуальные умения (анализировать, обобщать, систематизировать), практические умения ( работать с опорными схемами) , развивать память, внимание, речь учащихся;
- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Оборудование: АРМ, схема-карта на каждого учащегося, разноцветные карточки для учащихся, карточки с заданием.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Моделирование урока. (2-й слайд)
– Сегодня урок-исследование. Вот модель нашего урока.
– Как вы понимаете слово «исследовать»? (самостоятельно узнавать новое.)
– Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.
(Учащиеся получают маршрутные листы.)
Отлично(красный) Сомневаюсь(жёлтый) Не получается(синий)
2. Выявление настроя учащихся на работу, настроения.
II. Актуализация новых знаний.
– Открыли тетради и записали число и классная работа.
1. Минутка чистописание.
– Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем.)
ле лё ло лы лу полёты перелетела лётчик лесной летать
– На какие две группы можно разделить эти слоги? (слоги с твёрдыми согласными и слоги с мягкими согласными)
– Спишите слоги, вспоминая высоту строчной буквы, это одна треть от высоты строки.
– Прочитайте слова 2-й строки и найдите «лишнее». Почему оно лишнее?
– Что можете сказать о словах второй строчки? (однокоренные)
– Спишите однокоренные слова. Выделите корень.
– Что вы знаете о корне?
Корень слова – главная значимая часть,
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Что такое основа слова?
– Из каких частей состоит основа первого слова? (из двух)
– Назовите часть, стоящую перед корнем. Как она называется? (приставка)
– Выделите приставку в словах. Приставки будут в центре нашего внимания сегодня.
– Кто может сформулировать тему урока? (Тема урока – Приставка)
– Оцените свою работу на этом этапе.
2. Постановка проблемы. (3-й слайд)
– Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи? (Составить однокоренные слова)
Вывод-проблема.
– Прочитайте слова.
– Как от корня – нёс образованы однокоренные слова?
– Сравните смысловое значение этих однокоренных слов. Имеют ли они одно и то же значение или каждое из них имеет своё самостоятельное значение?
– Какова цель урока? (узнать, при помощью каких частей слова образуются новые слова и какая часть основы даёт слову своё самостоятельное значение) (4-й слайд)
– Как решить эту проблему? (провести наблюдение- исследование)
– Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.
Если проблема ясна, в путь.
3. «Открытие». (5-й слайд)
1) Упр.34 (стр.102)-работа на доске и в тетрадях.
– Прочитайте задание. Запись слов с корнем – ход с приставками за-, у-, по-(1-ый ученик), от-, вос-, под-.(2-ой ученик)
– Отделите в словах основу от окончания. Покажите с помощью схемы, из скольких частей состоит основа каждого слова?
– Исследуйте эти слова.
- Попробуйте объяснить, как от корня -ход образовались слова вход, выход, переход.
- Чем по смыслу отличаются эти слова?
- Какая часть даёт слову его значение? - Какой вывод можно сделать?(новые слова образуются при помощи приставки, которая даёт слову его самостоятельное значение)
2) Физкультминутка. (7-й слайд)
На экране появляются слова. Если в слове есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками. Если в словах приставки нет, ученики приседают.
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.
3) Упр. 35 (работа в группах) (6-й слайд)
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы.
Спишите текст.
– Найдите в тексте однокоренные слова. Исследуйте их. (Выделяется корень и приставка. Как образовались однокоренные слова? Чем по смыслу отличаются эти слова? Какая часть даёт слову его значение?
Проверка: (7-й слайд)
– Вывод.
– Оцените, как вы поняли основное правило урока.
4. Самостоятельная работа. (8-й слайд)
– Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
I уровень.
-
Добавьте к данным слогам приставки вы-, за-, пере-, рас-, по-, чтобы получились слова.
..ход, ..дарок , ..сада, …нёс, ..везу, ..морозка, ..езд -
Выделить окончание, основу, корень и приставку.
II уровень.
– Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал ...пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся, и весь кисель по полу …мазал.
III уровень.
-
Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал ...пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлепнулся, и весь кисель по полу …мазал. -
Разбери слова по составу: погрузка, принёс.
Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями, 1 ученик читает вслух, остальные проверяют.
(Озвучить как справились, оценить работу учащихся на уроке)
– Оцените свою работу.
Вывод.
III. Домашнее задание.
(9-й слайд)
Упр. 36, стр. 102
IV. Итог урока.
(10-11-й слайды)
1. Обобщение.
– Какова была цель урока?
– Мы её достигли?
– При помощи какой части слова можно образовывать родственные слова?
Приставка.
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним:
Что стоит лишь перед ним.
2. Рефлексия.
– Какое задание больше всего понравилось?
– С каким настроением уходите с урока?
– Оцените свою работу на уроке.
– Спасибо за урок! (12-й слайд)
Дополнительный материал.
Замените приставку в слове так, чтобы значение нового слова стало противоположным по смыслу. Выделите приставки.
Вышел – ….,
прибежал – …,
восход – …,
прибыть – …,
открыть – …