Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «…И кот ученый свои мне сказки говорил»; развивать воображение, фантазию; воспитывать отношения сотрудничества.
Оборудование: доска, иллюстрации к сказкам, учебники, «маршрутный лист», проектор, приложение 1 (презентация к уроку)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Проверка домашнего задания (инсценировка сказки по частям творческими группами).
4. Обобщение по теме: «Русские народные сказки».
а) беседа по вопросам (на экране);
б) игра «Сказочная эстафета»;
В игре участвуют команды (по количеству рядов). Каждой команде учитель предлагает иллюстрацию к одной из сказок (художники: Васнецов, Билибин), «маршрутный» лист, который дети заполняют по очереди, передавая друг другу. (см. приложение 1)
в) викторина «Знаешь ли ты русские народные сказки?»
Вспомните продолжение тех слов, которые я начну говорить. Если это строчки из русской народной сказки, то встаньте и продолжите говорить. В других случаях надо назвать сказку, а продолжать не надо (на экране).
- «Сивка-бурка…» (Вещая каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. Русская народная сказка.)
- «Лети, лети лепесток…» (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
- «Раз, два, три. Горшочек…» (Братья Гримм «Горшок каши»)
- «По щучьему веленью, по моему хотенью…» (Русская народная сказка)
- «У меня зазвонил телефон…» (К.Чуковский «Телефон»)
- «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» (Русская сказка «Волк и семеро козлят»)
Физминутка
5. Чтение русской народной сказки «Чудесная рубашка» учителем.
а) беседа до чтения;
- Какие сказки вы больше всего любите? Послушаем новую русскую сказку.
б) вопросы после чтения.
6. Работа со стихотворением «Город».
а) чтение стихотворения (про себя).
Вопросы после чтения:
- О каком городе вы прочитали?
-Можно ли найти его на карте?
б) чтение стихотворения по строфам и беседа по ходу чтения.
7. Прослушивание песни в записи.
Вступительное слово: стихотворение город имеет религиозный подтекст. Речь идет о Вифлеемской звезде, единственной, возвестившей о рождении Христа. Сюжет стихотворения взят из Ветхого Завета. Существует легенда, что при рождении человека загорается в небе новая звезда. От того, чем наполнена жизнь человека, зависит её яркость. Если ты умеешь любить и душа у тебя светлая, то твои мечты сбудутся, тебе откроется дорога в «дивный сад».
8. Итог урока.
9. Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть, нарисовать своих жителей чудесного города.