Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Прокопьевска был создан с целью социальной реабилитации детей и подростков. За время существования Центра медико-психолого-педагогическую помощь получили около 3000 воспитанников.
В СРЦН поступают дети от 3 до 18 лет: это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, находящиеся в заключении, добровольно отказавшиеся от ребёнка или уклоняющиеся от воспитания.
Дети поступают в Центр, как правило, из асоциальных семей с низким моральным и культурным уровнем жизни, кроме того, наследственность таких детей в большинстве случаев отягощена алкоголизмом, наркоманией. В таких семьях, где родители были заняты собой, а дети предоставлены сами себе, нет положительного примера воспитания. На протяжении трех-четырех поколений труд в таких асоциальных семьях не является жизненной ценностью. В психологии существует понятие “повторение жизненного сценария”, следовательно, есть большая вероятность того, что ребёнок повторит семейный сценарий, если примет жизненную позицию родителей, т.е. для ребёнка из асоциальной семьи труд не является жизненной ценностью. Сложность воспитания таких детей заключается в формировании у них потребности в трудовой деятельности. В родительских семьях воспитанников СРЦН такая направленность не была сформирована. Источником существования асоциальных семей является не труд, а иждивенчество, воровство, попрошайничество. Родительский пример – самый действенный воспитательный метод, и чаще всего и у таких детей в будущем, во взрослой жизни, потребности удовлетворяются такими же асоциальными методами. Поэтому, важно показать воспитанникам, что зарабатывать деньги собственным трудом более выгодно, чем получать их незаконными способами. Ведь кроме финансового аспекта включаются такие важные факторы как сохранение здоровья и жизни, признание общества.
Развитие ребёнка, как известно, происходит при взаимодействии трёх факторов: биологического (наследственность и здоровье), социальной среды, собственной позиции. Формирование личности воспитанника СРЦН происходит в специфических условиях утраты семейного окружения, что ведет к нарушению адаптации на физиологическом уровне, так и в социальной сфере.
Наш опыт работы показывает, что меняя социальную среду, создавая социально – полезную жизненную перспективу для ребенка, и собственная позиция ребёнка меняется в положительную сторону. Процесс социализации – усвоение жизненного опыта и освоение социальных ролей, протекает у детей с задержками, нарушениями и искажениями и характеризуется несформированностью “Я – образ” и “Я – концепция”.
Поэтому, прежде всего проблема формирования адаптированной личности в условиях СРЦН связана с проблемой формирования и развития сознания. Именно здоровье, развитое сознание позволяет адекватно воспринимать свой внутренний мир и мир окружающий. Сознание расширяет собственные границы и открывает новые горизонты и смыслы жизни. В СРЦН разработана и реализуется комплексно – целевая программа “Школа жизни”, направленная на формирование целостной, адаптированной личности способной к целеполаганию, решению проблем, построению жизненных планов.
Поиск профессии – одна из важнейших проблем юности, которая тесно связана с проблемами самосознания, личностного роста, проблемой несформированности жизненных планов и потребностей, неадекватного уровня притязаний.
В основе профориентационной работы Центра лежит концепция индивидуальности (А.Анастази, Л.Тайлер), которая заключается в глубоком изучении личности человека, ее ориентации, мотивов, особенностей структуры. В рамках реализации индивидуальных программ социальной реабилитации специалисты Центра способствуют развитию самопознания и самосознания воспитанников, что позволяет последним осуществить адекватный выбор будущей профессии.
Профессиональная ориентация – руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Что делать подростку, поступающему в СРЦН в возрасте 13–15, имеющему 6, а то и меньше классов образования, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь? Ничто не может быть изменено во внутреннем мире ребенка помимо его собственной воли и желания. Если сознание подростка формировалось в асоциальной среде в течение 14–15 лет, можно ли ожидать молниеносных результатов в его исправлении, когда социальное развитие не соответствует физиологическому возрасту? Работа в данном направление требует взаимодействия всех педагогов Центра: применяя индивидуальный и дифференцированный подход (исходя из возможностей и способностей ребенка, с учетом его личностных особенностей) специалисты помогают определиться воспитанникам с жизненными целями, учат планировать и достигать цель социально приемлемыми способами.
Основы знаний закладываются на занятиях педагогов – психологов и социальных педагогов. Программа педагогов – психологов “Формирование целеполагания” предназначена для подростков, испытывающих трудности самоопределения и социальной адаптации и направлена на формирование навыков социального приемлемого поведения и позиции активного проектирования собственной жизни. Программа выполняет задачу по формированию потребности в труде как важно составляющей части социализации дезадаптированных, трудных подростков.
Социальными педагогами МУ “СРЦН” разработана программы “Профориентация, профобразование и профилактика иждивенчества у подростков “группы риска” и “Старт”. Ожидаемый результат – преодоление иждивенческих наклонностей через формирование профессиональной деятельности воспитанников.
Одновременным этапом работы по социальной адаптации является организация трудовой деятельности в условиях СРЦН. Положительное отношение к труду начинает формироваться по направлениям: хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, самообслуживание.
Решается эта проблема и на городском уровне. Учитывая, что большинство старших подростков из неблагополучных семей (к сожалению, эта тенденция имеет место быть в нашем обществе), к моменту профессионального самоопределения имеют недостаточный образовательный уровень, испытывают затруднения в социальной адаптации, их жизненные планы неопределенны, либо носят асоциальный характер. Администрации города совместно и Комиссией по делам несовершеннолетних совместно с директорами Профессиональных училищ города и некоторыми руководителями предприятий организовали “Социальный эксперимент”, в успех которого поверили все.
Еще в 1999 году базе автошколы “РОСТО” была открыта первая группа для трудных подростков (70% детей в возрасте 15-17 лет имели “образование” 4–7-х классов, а 30% 1–3-го класса) по обучению по специальности “Слесарь – авторемонтник 2 разряда. Уже через год на базе ГОУ НПО “ПУ № 41” были группы “Станочник широкого профиля”, “Слесарь по ремонту промышленного оборудования”. Самой сложной проблемой для них стала общеобразовательная подготовка. Понятно, что с таким “образованием”, как у этих детей, изучать основы профессии сложно. Поэтому с Управлением Образования был решен вопрос и о получении основного общего образования – подростки стали обучаться еще и в вечерней школе №1. Для удобства детей занятия стали проводиться в училище в классе компенсирующего обучения, где по ускоренной программе 6–7–8-х классов ребята к моменту окончания училища получают аттестаты с образованием 9 классов. Традиционно перед
началом учебного года представители администрации города встречаются с учащимися, гарантируют каждому, кто будет хорошо учиться, по окончанию учебного года премию за положительные успехи в учебе, вручают письменные принадлежности и проездные билеты на трамвай. Учитывая тяжелое материальное положение детей, администрация ПУ старается заключить договоры с предприятиями так, чтобы производственная практика учащихся была оплачиваемой. Первая зарплата для большинства детей становится первыми в жизни деньгами, заработанными своим трудом. По окончанию училища в торжественной обстановке администрация училища совместно с руководителями предприятий вручаются вместе с дипломами и путевки на предприятия, где они будут работать.
Старшие воспитанники Социально-реабилитационного Центра, принимают активное участие в данном эксперименте еще с 1999 года, имея очень хорошие результаты:
– 70% воспитанников (в возрасте 15–17 лет изначально имея образование всего 5–7-х классов – одновременно получили аттестат об окончании 9 классов и профессию, в настоящее время успешно трудятся на предприятиях города и области),
– 30% – продолжают свое обучение по второй специальности в училищах и техникумах, получая второе профессиональное образование.
Таким образом, профессиональная подготовка и трудовая реабилитация, как важнейший фактор их успешной адаптации в обществе, направлена на активизацию внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в профессии.