Цель: Изготовление новогодних сувениров - подарков, на основе полученных теоретических знаний
Задачи:
- Познакомить воспитанников с национальными особенностями и традициями Нового года;
- Научить детей изготавливать простейшие новогодние сувениры - подарки, комбинируя в работе различные декоративные элементы;
- Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, художественный вкус, интерес к творческой работе, выполненной своими руками;
- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям и традициям декоративно-прикладного творчества;
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Тип учебного занятия: усвоение новых знаний
Форма проведения занятия: интегрированное занятие (география, ИЗО, история, художественное вязание)
Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, эврестический, демонстрационный, практический, наглядный, продуктивный.
Методическое обеспечение занятия: заготовленный материал для изготовления сувениров - подарков, учебное пособие.
Оборудование: Пряжа, крючки, ножницы, шнурки, магнитофон, карта мира, клей.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог:
“Здравствуйте!”
Просто “Здравствуйте”?
Что особенного тем мы
Друг другу сказали?
Отчего же на капельку
солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
радостней сделалась жизнь?
– Итак, здравствуйте!!! Пусть вам будет сегодня светло и радостно! Я всем вам дарю свою улыбку и хорошее настроение. И я думаю, настроение у вас будет тоже замечательным. Да и каким оно должно быть в прекрасном месяце декабре в предновогодней суете.
II. Сообщение темы, цели, задач занятия
Педагог: А чтобы начать наше занятие и узнать чем мы сегодня будем с вами заниматься, я предлагаю вам отгадать загадку и ответить на мои вопросы.
Загадка:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома
Ночью к нам пришла… (Зима).
– О каком времени года говориться в загадке?
(Ответы детей) О зиме.
Педагог: А какой самый любимый праздник у детей зимой?
(Ответы детей) Новый год!
Педагог: Действительно, Новый год. Это любимый праздник с ёлкой, украшенной елочными игрушками, и любимыми подарками. И тема нашего сегодняшнего занятия – Новогодние сувениры - подарки, которые мы и научимся изготавливать.
(Звучит таинственная музыка, педагог говорит тихим голосом)
Педагог: Ребята, прислушайтесь! Вы разве не слышите приближение Нового года? А что вы знаете про этот праздник? (Дети отвечают…)
III. Основная часть
Педагог: Новый год – это праздник, который начинается задолго до 31 декабря и продолжается ещё после 1 января. Нам всегда хочется подольше удержать в комнате то “хвойное”, радостное настроение счастья, надежд, семейного тепла, которое несёт с собой всеми любимый праздник.
Откуда же пришёл к нам обычай празднования Нового года?
С Х века Новый год на Руси отмечался 1 марта, когда начинались сельскохозяйственные работы, а спустя пять веков он был перенесён на 1 сентября, к моменту окончания уборки. И лишь в 1700 году указом Петра I праздник был назначен на 1 января, и в специальном указе говорилось, что встречать его надо торжествами, жечь на улицах костры, украшать дома. Первая ёлка была привезена в Россию Петром I из Голландии.
И теперь встреча Нового года превратилась в нашей стране в весёлый и всеми любимый праздник. А как же отмечают этот праздник в других странах мира? Кто - нибудь знает о традициях, обычаях, которыми знаменует наступление Нового года в других странах? (Ответы детей)
Педагог: Сейчас мы совершим с вами маленькое путешествие по новогодней планете. (Рассказ сопровождается показом стран на карте мира)
Первая наша “остановка” - Польша. (Педагог обращает внимание детей на карту мира) Столица Польши – Варшава в новогодние праздники превращается в настоящий балаган, день и ночь проходят карнавальные шествия, мужчины переодеваются в женские костюмы, дети расписывают красками лица, а улицы украшают огромными букетами из воздушных шаров. В 12 часов ночи, когда бьют куранты, жители Варшавы прокалывают воздушные шары, те лопаются, и получается такой своеобразный праздничный салют.
Другая “остановка” - Италия. В Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую посуду, мебель, предметы быта. Существует такая примета, чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесёт Новый год. Так что “зевать” в Италии опасно! На вас запросто может упасть стул или даже диван.
Ещё одна “остановка” - Греция. Здесь люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла и с последним ударом дружно, с радостным приветствием “впрыгивают” в новый год.
Далее – Корея. Любимое новогоднее развлечение молодых женщин в Корее – прыжки на досках. На свёрнутую валиком циновку кладут доску. Кто – то резко впрыгивает на один конец. Та, что стоит на другом конце, взлетает вверх первая. Зрелище эффективное – женщины в красивых праздничных одеждах парят в воздухе, словно птицы в ярком оперенье.
А вот мы в Африке, на земле абиджи. Местные жители деревень собираются на ритуальные пляски и гонки на четвереньках с яйцом во рту. Победителем в гонках считается тот, кто первым добрался до финиша и не разбил скорлупу – символ хрупкости человеческого бытия. Ведь яйцо у абиджи – символ жизни.
“Остановка” на острове Крит. Здесь также существует интересный обычай, связанный с Новым годом. Первый человек, вошедший в дом после наступившего нового года, приносит с собой большой камень, кладёт его на пол, садится на него и произносит: “Пусть богатства хозяев будут так же тяжелы, как этот камень”.
“Остановка” в Болгарии. С последним ударом часов во всех домах этой страны на несколько минут гаснет свет. Это время новогодних поцелуев.
“Остановка” в Испании. В этой стране существует такая традиция: пока часы бьют 12 раз, каждый человек съедает двенадцать виноградин.
Вот и до Кубы добрались. Кубинцы перед наступлением нового года наполняют все свои кувшины водой и, когда часовая стрелка подходит к цифре “12”, выливают воду из окон в знак того, что старый год счастливо окончен, а Новому году они желают светлого, как прозрачная вода, пути.
Педагог: Наше “путешествие” подошло к концу. По-разному и даже в разное время отмечается этот чудесный праздник – Новый год, но есть во всех странах, на всех контингентах одно общее: везде люди оформляют по-новогоднему свои дома, живут в ожидании чуда, новых надежд и, конечно, все ждут новых подарков.
IV. Практическая часть
Педагог: Вот и мы с вами будем изготавливать своими руками новогодние сувениры, которые вы сможете с радостью, преподнести своим родным, близким, друзьям. Конечно, можно пройтись по магазинам и прикупить различные подарки и украшения для дома. Но куда интереснее сделать подарок своими руками! И поверьте, это будет неповторимо!
Для работы нам потребуются помпоны, шнурки, вязаные колечки и шарики, которые мы с вами заготовили заранее, а также ножницы, иглы, крючки, нитки.
Перед вами лежит всё необходимое для изготовления новогодних сувениров, и прежде чем начать работу, я предлагаю вам немножечко пофантазировать выполнить одно из заданий уходящего года. Предлагаю вам каждому нарисовать свой эскиз игрушки – сувенира, её форму, какой вы её видите.
(Дети под музыку рисуют свои эскизы)
Педагог: Молодцы! Поднимите эскизы вверх и покажите, пожалуйста, я вижу что у вас получились замечательные рисунки. А теперь немножечко отдохнём. Я прошу всех встать и повторять все движения за мной.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мастерили, мастерили,
Раз клубок и два клубок
Начинай вязать дружок!
(Дети выполняют движения за педагогом)
Педагог: А теперь следующее задание старого года - займёмся изготовлением наших подарков из предложенных помпонов, шнурков, вязаных колечек и шариков, которые мы с вами заготовили заранее. Не забываем и про ТБ.
(Играет музыка, дети выполняют задание, а педагог в это время комментирует)
Педагог: Вечереет. За окошком темно, идёт лёгкий снежок, а рукодельницы знай себе, работают-мастерят игрушки, сувениры на ёлку и подарки родным и близким к Новому году. Подарок должен быть интересным и необычным, так как Новый год — это волшебный праздник. Каждый подарок надо красиво оформить).
V. Обобщение и систематизация знаний
Педагог: Давайте посмотрим на наши замечательные поделки. Вот сколько можно сделать интересных поделок своими руками и подарить друзьям и близким. Я думаю, они будут очень довольны, получив такие замечательные подарки, в которые вы вложили не только своё мастерство, но и, конечно, частичку своей души. Молодцы! У вас всё здорово получилось!
6. Подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания
Педагог: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Чему научились?
(Ответы детей)
7. Рефлексия
Педагог: А сейчас я хочу проверить какое же настроение и отношение к занятию. Чем дальше от центра и “Я”, тем лучше…
(Ребятам раздаются листочки, где им необходимо отметить в виде цифр свое настроение и отношение к занятию).
Педагог: Я вижу, что занятие прошло по-вашему мнению хорошо и настроение у вас отличное. А я желаю вам:
Пусть в вечность канет всё плохое
С последним вздохом декабря,
А всё прекрасное, живое
Придёт к вам в утро января!
8. Домашнее задание
Педагог: Дома по желанию изготовить елочную игрушку. Наше занятие закончено. Спасибо. Вы очень хорошо поработали. До свидания и я жду вас на следующем занятии!