Цели урока:
- познакомить детей со свойствами снега и льда;
- развивать критическое мышление учащихся,
- формировать навыки анализа и сравнения понятий и явлений,
- развивать начальные навыки чтения учащихся и аудирования;
- воспитывать любознательность, интерес и любовь к природе,
- прививать навыки безопасного поведения на улице зимой;
- здорового образа жизни;
Оборудование: письмо Снегурочки, карта маршрута , для проведения наблюдений: снег, лед, молоток, цветная бумага, стаканы; технические средства: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная доска, диск, магнитофон.
Тип урока: Урок-путешествие.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Психологический настрой учащихся на работу
(на доске лица – смайлики 3 типов настроения)
-Какое у вас настроение обозначьте Молодцы. У вас у всех хорошее настроение, надеюсь, оно станет ещё лучше в конце урока, так как мы узнаем много интересного.
ΙΙ Актуализация прежних знаний.
-С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? ( Откуда идет электричество в наши дома?)
-У нас у всех настроение может быть разным, и задания на дом я вам дала разные по группам.. Давайте посмотрим, как вы их выполнили. Типы заданий:
- Рассказать о пользе и опасности электричества..
- Приклеить на бумагу рисунки приборов, которые работают от электричества.
- Приклеить на бумагу рисунки приборов, которые работают с батарейкой.
(проверка заданий, оценивание знаний).
- Когда мы часто включаем электроприборы? (Зимой, когда холодно)
-Ребята , а сейчас какое время года? Какие изменения бывают в природе зимой?
-А вы любите зиму?
ΙΙΙ Формирование новых знаний.
Какими словами мы можем описать зиму?
(Учитель пишет на доске слово
«Зима», от него «лучики». Дети называют слова, которые у них ассоциируются с данным понятием, а учитель быстро записывает их или дети выбирают картинку и показывают её)
-Попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня.
1. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось . (снег)2. В огне не горит, в воде не тонет.(лед)
-Мы сегодня узнаем, чем отличается лед от снега.(на мультимедийной доске появляется тема урока) Слайд 1
- Какой праздник мы будем отмечать скоро?
-Да, к нам приедут Дед Мороз и Снегурочка.
Сегодня, когда я пришла в школу, нашла письмо возле двери, на конверте написано “Ученикам Ι класса школы,” то есть вам).
-Давайте прочитаем письмо, от кого оно?
(Учитель читает текст письма)
«Здравствуйте мои дорогие друзья! Вы уже нас, наверное, ждете. Мы собираемся к вам, но дел еще очень много. Дед Мороз постарел, приходится мне все делать самой. Не смогли бы вы приехать и помочь мне украсить елку? Но помните: Ледовый дворец, в котором мы живем, находится очень далеко. Вам придется проехать несколько станций, потрудиться, и показать свои знания . Чтобы помочь вам, я высылаю карту и ... (непонятное слово, обозначающее вид транспорта)
Счастливого пути!
Снегурочка.»
- Поможем Снегурочке?(Да)
-Урок сегодня будет необычный. Мы будем путешествовать на транспорте, про который нам Снегурочка написала. Но буквы этого слова рассыпались.
-Давайте составим слово из этих букв и узнаем , на чем мы поедем к Деду Морозу и Снегурочке. Сложите его правильно.
(На доске карточки с буквами перемешаны)
- санки
-Итак, совершим наше путешествие на санках, усаживайтесь удобнее, поехали.
(Маршрут по карте отслеживается при помощи макета санок на магните)
-Подъезжаем к первой станции. Это “Станция знаний”
-Сейчас мы поговорим о снеге и о льде.
-А вы знаете, что такое снег?
Слайд 2, 3, 4
-Снег- это ледяные водяные кристаллы, которые выпадают из облаков. Когда выпадает снег, везде становится белым- бело. Снег- это как бы шуба земли. Он покрывает землю, не выпускает оттуда тепло и не пропускает холод. Это свойство снега очень полезно для растений и животных. Снег очищает воздух. Снег впитывает в себя дым и пыль.
Слайд 5,6,7
-А что такое лед?
-Лед- появляется тогда, когда после дождя или потепления резко становится холодно. Вода над снегом замораживается и покрывается льдом. Некоторые ребята едят снег и лед.
-Можно ли есть снег и лед? Почему?
-А что можно делать со снегом? (ответы-играть в снежки, кататься на коньках и лыжах, строить снежные фигуры..)
Учитель: ( Рассказ сопровождается показом слайдов)
Идет снег. На улице так весело и интересно.
Слайд 8, 9
-Но когда снега много, он может принести вред ...Когда дует холодный ветер. наше настроение не очень хорошее. Заваливает дороги, трудно пройти или проехать, ломаются деревья под тяжестью снега.
-После обильных снегопадов снег набирается на крышах домов и после потепления он падает на землю. Поэтому ходить вблизи домов опасно.
Слайд 10
При гололеде увеличиваются несчастные случаи.На скользкой дороге, можно поскользнуться и упасть. Надо быть осторожным.
Слайд 11, 12
-Зимой реки покрываются льдом . При пересечении рек можно провалиться под лед. Поэтому нельзя проходить без взрослых там, где не положено и где опасно.
Слайд 13, 14, 15
-Зимой в какие только игры мы не играем! Валяемся на снегу, катаемся на санках, на лыжах, коньках.
Слайд16, 17, 18, 19, 20
-Из снега , и из льда можно сделать ледяные фигуры.
-А вы во время игр какие фигуры любите лепить?
-(Снеговика ,Снегурочку и фигурки разных животных.) Давайте посмотрим замечательные скульптуры из льда. Может и вы когда-нибудь сможете сделать такую красоту.
-Итак, ребята на этой станции мы получили очень много знаний о свойствах снега и льда.
-Отправляемся в путешествие дальше . Следующая станция называется “Наблюдения”
1 ое наблюдение. Для опытов используем предметы, настоящий снег и лёд в ёмкостях.
-Постучим молотком по снегу и льду.
Что произошло?(Снег помялся, лед разбился)
Слайд 21
Слайд 22
Сделаем вывод: Снег рыхлый, лед рассыпчатый.
2-е наблюдение.
-Сейчас мы их будем сравнивать по цвету.(Снег белого цвета ,а лед бесцветный)
Слайд 23
Слайд 24
Сделаем вывод: Снег белый, лед бесцветный.
3-е наблюдение.
-Сейчас под снег и лед положим цветную бумагу . Что случилось?(Через снег цветной бумаги не видно, а через лед видно)
Сдайд 25
Сделаем вывод: Снег непрозрачный, лед прозрачный.
Слайд 26
4-е наблюдение.
-В первый стакан с теплой водой положим снег, во второй – лед. Что с ними случилось? (Лед и снег не утонули)
Слайд 27
Сделаем вывод: Снег и лед легче воды.
Слайд 28
Подержите снег и лед в руках .
Что чувствуете?
-Правильно , снег и лед холодные. Давайте их понюхаем . Что можете сказать? ( они без запаха)
Сделаем вывод: В тепле снег и лед испарились образовалась вода.
Слайд 29
Итак, ребята какие выводы о снеге и льде можно сделать.
Слайд 30
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, легче воды, без запаха, холодный, тающий.
Лед – бесцветный прозрачный, рассыпчатый, легче воды, без запаха, холодный, тающий.
Молодцы ребята!
-Отправляемся в путешествие дальше. Следующая станция «Отдых»
(Физкультминутка с имитацией упражнений игр со снегом под мелодию зимней песни))
ΙV. Закрепление пройденного.
-Отдохнули. Продолжаем путешествие.
Следующая станция «Творим сами»
-Вы когда – нибудь брали в руки снежинки, какие они?
На этой станции нам надо сделать красивые снежинки своими руками. (Объяснение работы с ножницами, техника безопасности)
-Молодцы. У вас получилось очень красивые снежинки, мы их подарим Снегурочке.
-Поехали дальше. Подъезжаем к последней станции. «Ледовый дворец»
-А где же Снегурочка?
Выходит Снегурочка (девочка в костюме.) Все вместе исполняют песню о зиме.
Ученики со Снегурочкой наряжают елку(на елочных игрушках написаны вопросы по изученной теме: о свойствах снега и льда.
Ребята читают вопросы, отвечают на них и «вешают» на елку, если ответили правильно.
-Верно! Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, много узнали о свойствах снега и льда, прокатились на санках и увидели много интересного. Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение?
V. Итоги урока.
Что мы узнали на уроке?
Выводы – ответы детей.
VΙ. Домашнее задание.
Домашнее задание тоже зимнее.
Нарисовать сказочную Снегурочку (задание для девочек), её ледовый дворец и сани
(задание для мальчиков)
От редакции: Поскольку слайды были представлены автором в виде кадров отсутствующей презентации, включенных в документ MS Word и не доступных к экспорту, оригинал документа предлагается в приложении.