Снег и лед. 1-й класс в национальной (татарской) школе.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить детей со свойствами снега и льда;
  • развивать критическое мышление учащихся,
  • формировать навыки анализа и сравнения понятий и явлений,
  • развивать начальные навыки чтения учащихся и аудирования;
  • воспитывать любознательность, интерес и любовь к природе,
  • прививать навыки безопасного поведения на улице зимой;
  • здорового образа жизни;

Оборудование: письмо Снегурочки, карта маршрута , для проведения наблюдений: снег, лед, молоток, цветная бумага, стаканы; технические средства: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная доска, диск, магнитофон.

Тип урока: Урок-путешествие.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся на работу

(на доске лица – смайлики 3 типов настроения)

-Какое у вас настроение обозначьте Молодцы. У вас у всех хорошее настроение, надеюсь, оно станет ещё лучше в конце урока, так как мы узнаем много интересного.

ΙΙ Актуализация прежних знаний.

-С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? ( Откуда идет электричество в наши дома?)

-У нас у всех настроение может быть разным, и задания на дом я вам дала разные по группам.. Давайте посмотрим, как вы их выполнили. Типы заданий:

  1. Рассказать о пользе и опасности электричества..
  2. Приклеить на бумагу рисунки приборов, которые работают от электричества.
  3. Приклеить на бумагу рисунки приборов, которые работают с батарейкой.

(проверка заданий, оценивание знаний).

- Когда мы часто включаем электроприборы? (Зимой, когда холодно)

-Ребята , а сейчас какое время года? Какие изменения бывают в природе зимой?

-А вы любите зиму?

ΙΙΙ Формирование новых знаний.

Какими словами мы можем описать зиму?

(Учитель пишет на доске слово

«Зима», от него «лучики». Дети называют слова, которые у них ассоциируются с данным понятием, а учитель быстро записывает их или дети выбирают картинку и показывают её)

-Попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня.

1. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось . (снег)

2. В огне не горит, в воде не тонет.(лед)

-Мы сегодня узнаем, чем отличается лед от снега.(на мультимедийной доске появляется тема урока) Слайд 1

- Какой праздник мы будем отмечать скоро?

-Да, к нам приедут Дед Мороз и Снегурочка.

Сегодня, когда я пришла в школу, нашла письмо возле двери, на конверте написано “Ученикам Ι класса школы,” то есть вам).

-Давайте прочитаем письмо, от кого оно?

(Учитель читает текст письма)

«Здравствуйте мои дорогие друзья! Вы уже нас, наверное, ждете. Мы собираемся к вам, но дел еще очень много. Дед Мороз постарел, приходится мне все делать самой. Не смогли бы вы приехать и помочь мне украсить елку? Но помните: Ледовый дворец, в котором мы живем, находится очень далеко. Вам придется проехать несколько станций, потрудиться, и показать свои знания . Чтобы помочь вам, я высылаю карту и ... (непонятное слово, обозначающее вид транспорта)

Счастливого пути!

Снегурочка.»

- Поможем Снегурочке?(Да)

-Урок сегодня будет необычный. Мы будем путешествовать на транспорте, про который нам Снегурочка написала. Но буквы этого слова рассыпались.

-Давайте составим слово из этих букв и узнаем , на чем мы поедем к Деду Морозу и Снегурочке. Сложите его правильно.

(На доске карточки с буквами перемешаны)

- санки

-Итак, совершим наше путешествие на санках, усаживайтесь удобнее, поехали.

(Маршрут по карте отслеживается при помощи макета санок на магните)

-Подъезжаем к первой станции. Это “Станция знаний”

-Сейчас мы поговорим о снеге и о льде.

-А вы знаете, что такое снег?

Слайд 2, 3, 4

-Снег- это ледяные водяные кристаллы, которые выпадают из облаков. Когда выпадает снег, везде становится белым- бело. Снег- это как бы шуба земли. Он покрывает землю, не выпускает оттуда тепло и не пропускает холод. Это свойство снега очень полезно для растений и животных. Снег очищает воздух. Снег впитывает в себя дым и пыль.

Слайд 5,6,7

-А что такое лед?

-Лед- появляется тогда, когда после дождя или потепления резко становится холодно. Вода над снегом замораживается и покрывается льдом. Некоторые ребята едят снег и лед.

-Можно ли есть снег и лед? Почему?

-А что можно делать со снегом? (ответы-играть в снежки, кататься на коньках и лыжах, строить снежные фигуры..)

Учитель: ( Рассказ сопровождается показом слайдов)

Идет снег. На улице так весело и интересно.

Слайд 8, 9

-Но когда снега много, он может принести вред ...Когда дует холодный ветер. наше настроение не очень хорошее. Заваливает дороги, трудно пройти или проехать, ломаются деревья под тяжестью снега.

-После обильных снегопадов снег набирается на крышах домов и после потепления он падает на землю. Поэтому ходить вблизи домов опасно.

Слайд 10

При гололеде увеличиваются несчастные случаи.На скользкой дороге, можно поскользнуться и упасть. Надо быть осторожным.

Слайд 11, 12

-Зимой реки покрываются льдом . При пересечении рек можно провалиться под лед. Поэтому нельзя проходить без взрослых там, где не положено и где опасно.

Слайд 13, 14, 15

-Зимой в какие только игры мы не играем! Валяемся на снегу, катаемся на санках, на лыжах, коньках.

Слайд16, 17, 18, 19, 20

-Из снега , и из льда можно сделать ледяные фигуры.

-А вы во время игр какие фигуры любите лепить?

-(Снеговика ,Снегурочку и фигурки разных животных.) Давайте посмотрим замечательные скульптуры из льда. Может и вы когда-нибудь сможете сделать такую красоту.

-Итак, ребята на этой станции мы получили очень много знаний о свойствах снега и льда.

-Отправляемся в путешествие дальше . Следующая станция называется “Наблюдения

1 ое наблюдение. Для опытов используем предметы, настоящий снег и лёд в ёмкостях.

-Постучим молотком по снегу и льду.

Что произошло?(Снег помялся, лед разбился)

Слайд 21

Слайд 22

Сделаем вывод: Снег рыхлый, лед рассыпчатый.

2-е наблюдение.

-Сейчас мы их будем сравнивать по цвету.(Снег белого цвета ,а лед бесцветный)

Слайд 23

Слайд 24

Сделаем вывод: Снег белый, лед бесцветный.

3-е наблюдение.

-Сейчас под снег и лед положим цветную бумагу . Что случилось?(Через снег цветной бумаги не видно, а через лед видно)

Сдайд 25

Сделаем вывод: Снег непрозрачный, лед прозрачный.

Слайд 26

4-е наблюдение.

-В первый стакан с теплой водой положим снег, во второй – лед. Что с ними случилось? (Лед и снег не утонули)

Слайд 27

Сделаем вывод: Снег и лед легче воды.

Слайд 28

Подержите снег и лед в руках .

Что чувствуете?

-Правильно , снег и лед холодные. Давайте их понюхаем . Что можете сказать? ( они без запаха)

Сделаем вывод: В тепле снег и лед испарились образовалась вода.

Слайд 29

Итак, ребята какие выводы о снеге и льде можно сделать.

Слайд 30

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, легче воды, без запаха, холодный, тающий.

Лед – бесцветный прозрачный, рассыпчатый, легче воды, без запаха, холодный, тающий.

Молодцы ребята!

-Отправляемся в путешествие дальше. Следующая станция «Отдых»

(Физкультминутка с имитацией упражнений игр со снегом под мелодию зимней песни))

ΙV. Закрепление пройденного.

-Отдохнули. Продолжаем путешествие.

Следующая станция «Творим сами»

-Вы когда – нибудь брали в руки снежинки, какие они?

На этой станции нам надо сделать красивые снежинки своими руками. (Объяснение работы с ножницами, техника безопасности)

-Молодцы. У вас получилось очень красивые снежинки, мы их подарим Снегурочке.

-Поехали дальше. Подъезжаем к последней станции. «Ледовый дворец»

-А где же Снегурочка?

Выходит Снегурочка (девочка в костюме.) Все вместе исполняют песню о зиме.

Ученики со Снегурочкой наряжают елку(на елочных игрушках написаны вопросы по изученной теме: о свойствах снега и льда.

Ребята читают вопросы, отвечают на них и «вешают» на елку, если ответили правильно.

-Верно! Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, много узнали о свойствах снега и льда, прокатились на санках и увидели много интересного. Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение?

V. Итоги урока.

Что мы узнали на уроке?

Выводы – ответы детей.

VΙ. Домашнее задание.

Домашнее задание тоже зимнее.

Нарисовать сказочную Снегурочку (задание для девочек), её ледовый дворец и сани

(задание для мальчиков)

 

От редакции: Поскольку слайды были представлены автором в виде кадров отсутствующей презентации, включенных в документ MS Word и не доступных к экспорту, оригинал документа предлагается в приложении.