Цели занятия:
Образовательная:
- Учить детей характеризовать звуки Х-Х’ с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить с буквой Х.
- Расширять и углублять представления детей о зиме, признаках и приметах зимы. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снегопад; ветреная, вьюжная, холодная, долгая, суровая, снежная; прячется, выглядывает).
- Закреплять умение подбирать качественные прилагательные к существительному. Предложно-падежное управление д/у «Прятки», закрепление и практическое употребление предлогов за, из-за. Составление предложений с данными предлогами. Работа над слоговой структурой слов.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать фонематические представления (определение места звука в слове, дифференциация звуков Х-Х’ словах). Подбор слов к заданной звуковой схеме.
- Продолжать учить звукобуквенному анализу слов (ПУХ); делению слов на слоги.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательная:
- Следить за правильной осанкой детей во время работы за столами.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитывать у детей самоконтроль за речью, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Оборудование:
- демонстрационный материал по теме (картинки А-4);
- раздаточный материал по теме (картинки со звуками Х-Х’: халат, мох, хвост, горох, шахматы, хлеб, петухи, орехи, мухи);
- зеркала, пеналы, 2 снежинки с синей и зеленой серединкой;
- картинка с образом буквы Х, звуковая схема.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети подходят к логопеду, здороваются.
Логопед: Ребята, садится тот, кто разделит на слоги свое имя.
1-й ребенок: В моем имени 2 слога – Ми-ша.
2. Знакомство с новым материалом.
Логопед: Правильно. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте мою загадку:
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима.)
Дети: Это зима.
Логопед: Ребята, а что вам помогло отгадать мою загадку?
Дети: Только зимой белые поля, зимой реки покрыты льдом.
Логопед: Молодцы!
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, поиграем.
Логопед: Ребята расскажите, какая бывает зима.
Д/у «Расскажи какая зима».
Подбор качественных прилагательных к существительному зима.
- Зима – холодная, морозная, вьюжная, снежная, суровая, теплая, длинная, ветреная.
Логопед: Молодцы! Вы знаете много признаков зимы.
- Скажите, а вы знаете, как называется такое явление, когда падает снег?
Дети: Это снегопад.
Логопед: Правильно, а от каких слов получилось слово снегопад?
Дети: От слов снег и падать.
Логопед: Молодцы, верно.
- Наступила зима и в лесу стало очень весело всем лесным животным. Они захотели поиграть в прятки. Давайте с вами попробуем найти и правильно назвать, где они спрятались (на мольберте висит плакат).
Д/у «Прятки».
Практическое употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА. Составление предложений с данными предлогами.
1-й ребенок: Сова сидит на ветке. Сова выглядывает из-за дерева.
2-й ребенок: Лиса спряталась за снеговиком. Лиса выглядывает из-за снеговика. И т.д.
Логопед: Молодцы, вы нашли всех животных. Пора нам и отдохнуть. Выходите на коврик.
3. Физкультурная минутка «Снежок» – 2 раза.
Координация речи с движениями, импровизация движений.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
Логопед приглашает детей за столы.
Логопед: Ребята скажите, а когда у нас мерзнут руки, как еще мы их можем согреть?
Дети: Подуть на них теплым воздухом.
Логопед: Давайте с вами согреем ладошки.
Логопед показывает упражнение.
Фонетическое упражнение «Погреем ладошки».
Дети произносят звук Х и выдыхают теплый воздух на ладони.
4. Знакомство с новыми звуками.
Логопед: Какой звук вы произносили, когда грели ладони?
Дети: Звук Х.
Логопед: Давайте возьмем зеркала и еще раз произнесем звук Х. Посмотрите внимательно, что делают губы, зубы и язык.
5. Артикуляция звука (работа с зеркалами).
Логопед: Давайте с вами расскажем об этом звуке.
Логопед выслушивает детей и обобщает их ответы.
Логопед: Губы и рот приоткрыты, кончик языка опущен вниз, а спинка становится горкой; изо рта идет теплый воздух; горлышко «молчит».
- Ребята звук Х какой?
Дети: Согласный, потому что когда мы его произносим во рту есть преграда – это язык.
Логопед: У звука Х, есть брат, мягкий звук Х’. Возьмите зеркала и посмотрите, как произносится этот звук, в чем отличие твердого звука от мягкого?
- Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? А согласные мягкие?
Д/у «Расставь картинки правильно».
Дифференциация звуков Х-Х’ в словах, определение места звука в слове.
Логопед: У вас на столах лежат картинки, с нашими новыми звуками, картинки с твердым звуком Х вы должны поставить к снежинке с синей серединкой, а картинки с мягким звуком Х’ к снежинке с зеленой серединкой и объяснить свой выбор.
1-й ребенок: В слове Халат звук Х твердый, находится в начале слова, я поставлю эту картинку к снежинке с синей серединкой.
Логопед: Молодцы!
6. Знакомство с буквой Х.
Логопед показывает образ буквы.
Буква «Х», хохоча,
Нам напомнит циркача...
На ходули он залез,
Ростом стал он до небес.
Логопед: На что еще похожа буква Х?
- Из скольких элементов состоит буква?
- Выкладывание буквы из счетных палочек.
- Нахождение буквы в кассе. Заселение в «Буквоград».
Д/у «Собери слово».
Звукобуквенный анализ слова ПУХ.
Логопед: Ребята сейчас я вам скажу три звука, а вы попробуйте собрать эти звуки в слово.
Логопед произносит звуки: П. У. Х.
Дети: Получилось слово ПУХ.
Логопед: Правильно, молодцы. Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова.
Дети выкладывают слово из букв и делают звуковой анализ, комментируя свои действия.
1-й ребенок: Первый звук П – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.
2-й ребенок: Второй звук У – гласный, обозначаем красной фишкой.
3-й ребенок: Третий звук Х – согласный, твердый, обозначаем, синей фишкой.
Логопед: Молодцы! Вы выполни без ошибок, это трудное задание.
Подбор слов к заданной звуковой схеме.
Логопед на доске выкладывает звуковую схему, дети подбирают слова к данной звуковой схеме. (С. Г. С.)
7. Итог занятия.
Логопед: С какими звуками вы сегодня познакомились? Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Какое задание вам показалось самым трудным?