Комплексное логопедическое фронтальное занятие "Зима. Звуки [х], [х']. Буква Х"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

Образовательная:

  1. Учить детей характеризовать звуки Х-Х’ с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить с буквой Х.
  2. Расширять и углублять представления детей о зиме, признаках и приметах зимы. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снегопад; ветреная, вьюжная, холодная, долгая, суровая, снежная; прячется, выглядывает).
  3. Закреплять умение подбирать качественные прилагательные к существительному. Предложно-падежное управление д/у «Прятки», закрепление и практическое употребление предлогов за, из-за. Составление предложений с данными предлогами. Работа над слоговой структурой слов.

Коррекционно-развивающая:

  1. Развивать фонематические представления (определение места звука в слове, дифференциация звуков Х-Х’ словах). Подбор слов к заданной звуковой схеме.
  2. Продолжать учить звукобуквенному анализу слов (ПУХ); делению слов на слоги.
  3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Воспитательная:

  1. Следить за правильной осанкой детей во время работы за столами.
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  3. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Оборудование:

  • демонстрационный материал по теме (картинки А-4);
  • раздаточный материал по теме (картинки со звуками Х-Х’: халат, мох, хвост, горох, шахматы, хлеб, петухи, орехи, мухи);
  • зеркала, пеналы, 2 снежинки с синей и зеленой серединкой;
  • картинка с образом буквы Х, звуковая схема.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети подходят к логопеду, здороваются.

Логопед: Ребята, садится тот, кто разделит на слоги свое имя.

1-й ребенок: В моем имени 2 слога – Ми-ша.

2. Знакомство с новым материалом.

Логопед: Правильно. Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте мою загадку:

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима.)

Дети: Это зима.

Логопед: Ребята, а что вам помогло отгадать мою загадку?

Дети: Только зимой белые поля, зимой реки покрыты льдом.

Логопед: Молодцы!

- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме, поиграем.

Логопед: Ребята расскажите, какая бывает зима.

Д/у «Расскажи какая зима».

Подбор качественных прилагательных к существительному зима.

  • Зима – холодная, морозная, вьюжная, снежная, суровая, теплая, длинная, ветреная.

Логопед: Молодцы! Вы знаете много признаков зимы.

- Скажите, а вы знаете, как называется такое явление, когда падает снег?

Дети: Это снегопад.

Логопед: Правильно, а от каких слов получилось слово снегопад?

Дети: От слов снег и падать.

Логопед: Молодцы, верно.

- Наступила зима и в лесу стало очень весело всем лесным животным. Они захотели поиграть в прятки. Давайте с вами попробуем найти и правильно назвать, где они спрятались (на мольберте висит плакат).

Д/у «Прятки».

Практическое употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА. Составление предложений с данными предлогами.

1-й ребенок: Сова сидит на ветке. Сова выглядывает из-за дерева.

2-й ребенок: Лиса спряталась за снеговиком. Лиса выглядывает из-за снеговика. И т.д.

Логопед: Молодцы, вы нашли всех животных. Пора нам и отдохнуть. Выходите на коврик.

3. Физкультурная минутка «Снежок» – 2 раза.

Координация речи с движениями, импровизация движений.

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.

Логопед приглашает детей за столы.

Логопед: Ребята скажите, а когда у нас мерзнут руки, как еще мы их можем согреть?

Дети: Подуть на них теплым воздухом.

Логопед: Давайте с вами согреем ладошки.

Логопед показывает упражнение.

Фонетическое упражнение «Погреем ладошки».

Дети произносят звук Х и выдыхают теплый воздух на ладони.

4. Знакомство с новыми звуками.

Логопед: Какой звук вы произносили, когда грели ладони?

Дети: Звук Х.

Логопед: Давайте возьмем зеркала и еще раз произнесем звук Х. Посмотрите внимательно, что делают губы, зубы и язык.

5. Артикуляция звука (работа с зеркалами).

Логопед: Давайте с вами расскажем об этом звуке.

Логопед выслушивает детей и обобщает их ответы.

Логопед: Губы и рот приоткрыты, кончик языка опущен вниз, а спинка становится горкой; изо рта идет теплый воздух; горлышко «молчит».

- Ребята звук Х какой?

Дети: Согласный, потому что когда мы его произносим во рту есть преграда – это язык.

Логопед: У звука Х, есть брат, мягкий звук Х’. Возьмите зеркала и посмотрите, как произносится этот звук, в чем отличие твердого звука от мягкого?

- Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? А согласные мягкие?

Д/у «Расставь картинки правильно».

Дифференциация звуков Х-Х’ в словах, определение места звука в слове.

Логопед: У вас на столах лежат картинки, с нашими новыми звуками, картинки с твердым звуком Х вы должны поставить к снежинке с синей серединкой, а картинки с мягким звуком Х’ к снежинке с зеленой серединкой и объяснить свой выбор.

1-й ребенок: В слове Халат звук Х твердый, находится в начале слова, я поставлю эту картинку к снежинке с синей серединкой.

Логопед: Молодцы!

6. Знакомство с буквой Х.

Логопед показывает образ буквы.

Буква «Х», хохоча,
Нам напомнит циркача...
На ходули он залез,
Ростом стал он до небес.

Логопед: На что еще похожа буква Х?

- Из скольких элементов состоит буква?

- Выкладывание буквы из счетных палочек.

- Нахождение буквы в кассе. Заселение в «Буквоград».

Д/у «Собери слово».

Звукобуквенный анализ слова ПУХ.

Логопед: Ребята сейчас я вам скажу три звука, а вы попробуйте собрать эти звуки в слово.

Логопед произносит звуки: П. У. Х.

Дети: Получилось слово ПУХ.

Логопед: Правильно, молодцы. Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова.

Дети выкладывают слово из букв и делают звуковой анализ, комментируя свои действия.

1-й ребенок: Первый звук П – согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

2-й ребенок: Второй звук У – гласный, обозначаем красной фишкой.

3-й ребенок: Третий звук Х – согласный, твердый, обозначаем, синей фишкой.

Логопед: Молодцы! Вы выполни без ошибок, это трудное задание.

Подбор слов к заданной звуковой схеме.

Логопед на доске выкладывает звуковую схему, дети подбирают слова к данной звуковой схеме. (С. Г. С.)

7. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками вы сегодня познакомились? Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Какое задание вам показалось самым трудным?