Сервировка стола к ужину. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель урока: Обучить учащихся сервировке стола к ужину.

Задачи: Воспитывать, эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности, развивать трудовые навыки и исполнительские умения.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, посуда для сервировки стола и кухонные принадлежности, плакаты. Домашнее задание учащихся – готовые блюда.

Ход урока

I. Организация урока.

(1 слайд)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Готовность домашнего задания (готовые блюда).

II. Сообщение темы урока.

(2 слайд)

Цели и задачи.

(3 слайд)

(4 слайд) Учитель:

Скорее скатерть!
На столе, блистая,
Шипит вечерний самовар.
Красивый чайник нагревая,
Под ним клубится легкий пар…
А.С. Пушкин

Так воспевал в своих стихах знаменитый поэт сервировку стола.

(5слайд – 1 щелчок) Учитель: Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи.

Предварительная сервировка создает не только приятную обстановку, но и определенный порядок на столе. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит. Надо сервировать стол ежедневно, а не только в праздничные дни. Это поможет выбрать привычку есть опрятно, усвоить, как правильно пользоваться столовыми приборами.

(5слайд – 2 щелчок) Учитель:

Основная цель сервировки – накрыть стол, расставив в определенном порядке столовые приборы, посуду, кушанья.

(6 слайд – по щелчку) А для чего накрывают стол? Давайте отгадаем сканворд.

И так ключевое слово «Еда». Для приема пищи мы накрываем стол, то есть, сервируем его. В 5 классе мы сервировали стол к завтраку. В 6 классе научимся сервировать стол к ужину.

(7 слайд) На этом слайде вы видите, как можно сервировать стол каждый день.

(8 слайд) Но в праздники и дни приема гостей каждая хозяйка стремится создать в своем доме и за своим столом особо красивую обстановку, понимая, что её труд не будет оценен по достоинству, если какая-то даже самая мелкая деталь будет не гармонична. (9 слайд)

(10 слайд) Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:

  1. Соответствовать набору подаваемых закусок, блюд и напитков;
  2. Быть эстетичной: красивая посуда, приборы, красивая скатерть украшают стол, создают торжественность, уют и, в определенной мере, способствуют аппетиту.

(Разминка для глаз 11 слайд)

(12 слайд) Последовательность сервировки стола:

  1. Скатерть
  2. Хлеб, холодные закуски, наборы для специй.
  3. Для каждого члена семьи: тарелки и приборы.
  4. Салфетки.
  5. Цветы.

При сервировке стол поверх клеёнки накрывают скатертью светлых тонов. Скатерть должна быть тщательно отутюжена, рисунок на скатерти симметричен.

В центре стола ставят мясное блюдо, ближе к середине - судки с приправами, справа и слева – закуски. Между ними напитки и соки.

Приборы располагают следующим образом: ближе к тарелке кладут прибор для закуски, а за ним прибор для второго горячего блюда, прибор для десерта кладут за тарелкой. Тарелку ставят на расстоянии 2 см. от края стола.

Вопрос: Какие бывают салфетки?

Салфетки бывают из ткани и бумажные. Салфетки из ткани кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные салфетки ставят в специальный стакан.

(13 слайд) Цветы ставят в низкую вазу, чтобы они не мешали гостям видеть друг друга. Невысокие вазы с садовыми цветами или полевыми по 3–7 штук в каждом ставят в центре стола. Осенью или зимой можно использовать листья, небольшие веточки с плодами, ветки сосны, ели. Для особо торжественных случаев хороши плавающие букеты.

Посуду и приборы подбирают в зависимости от блюд, входящих в меню, и количества гостей.

(14 слайд) Такая последовательность обеспечивает быстроту и правильность расстановки предметов и позволяет предохранять посуду, особенно хрусталь, от боя.

(15-16 слайды примеры сервировки стола)

Вопрос: Какими предметами сервируют стол? (17 слайд – 1 щелчок)

Предметы сервировки стола – это разнообразная столовая посуда и приборы.

Вопрос: Что мы называем прибором? (17 слайд – 2 щелчок)

В понятие «прибор» входят нож, вилка и ложка.

(работаем с плакатом «столовая посуда»).

(18 слайд) Практическая работа 1 «Приемы складывания салфеток»

Учитель показывает приемы складывания салфеток. Учащиеся повторяют и показывают свои приемы

Поговорим о правилах. Вопрос: Какие правила нужно знать, чтобы встретить гостей, как вести себя за столом, как держать приборы?

(19 слайд) Правила этикета

(20 слайд – учащиеся читают по очереди и разбирают с учителем)

  1. Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.
  2. Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.
  3. Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.
  4. Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.
  5. Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.

(21 слайд – учащиеся читают по очереди)

  1. Локти на стол не клади, только кисти рук.
  2. Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.
  3. Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.
  4. Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.
  5. На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
  6. Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

(22 слайд). Если ты будешь держать вилку неправильно, то есть перпендикулярно к тарелке, она может скользнуть по гладкой поверхности тарелки и разбросать всю еду по столу.

(23 слайд). СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

  • Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
  • Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
  • Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.
  • Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.
  • Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

(24 слайд). Это важно знать: Перед подачей сладкого блюда – десерта ненужную посуду, приборы убирают, крошки сметают.

(25 слайд). Практическая работа 2 «Сервировка стола к ужину»

(26 слайд).

III. Итог урока.

Приятного аппетита!

  1. Обсуждение с учащимися вариантов сервировки стола к ужину.
  2. Заключительное слово учителя: Как вы сегодня убедились, красиво накрытый стол радует, поднимает настроение. А достигается это все не такими уж сложными и дорогими путями. Достаточно знать основное правило сервировки и проявить фантазию. Применяйте свои знания и умения дома, и тогда вы увидите, как красота меняет окружающий мир.
  3. Обсуждение домашнего задания

(27 слайд). Домашнее задание:

  1. Приготовить праздничный ужин для своей семьи.
  2. Родителей попросить написать отзыв о вашей сервировке стола к ужину.

Во время урока учитель раздает учащимся напечатанные на листах последовательность сервировки и правила этикета, и они вклеивают их в свою тетрадь.

Приложение: Таблица «Столовая посуда» (у автора).

Презентация.