Педагогический совет "Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями"

Разделы: Администрирование школы


Цель педсовета: оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности.

Задачи педсовета:

  1. Выявить характерные для данного количества педагогические затруднения.
  2. Разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики педагогических затруднений.
  3. Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.

Этапы проведения педсовета

Подготовительный этап.

На этом этапе выявляются противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, которые он получает.

Преодолеть эти противоречия частично возможно за счет повышения уровня педагогического мастерства учителей. Выявить его текущий уровень позволяют различные средства педагогической диагностики: посещения уроков, анкетирования, срезы знаний, собеседования и другие процедуры.

По их результатам выделяется группа учителей, испытывающие те или иные затруднения в деятельности. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для ее проведения была составлена анкета «Педагогические затруднения». При подготовке к педсовету анкету можно раздать всем учителям школы или выборочно определенной группе педагогов (по усмотрению администрации школы).

Анкета «Педагогического затруднения».

Педагогического затруднения Испытываете ли вы затруднительное положение Класс( ы) при работе с которыми Вы испытываете затруднения
Да Нет Почти всегда Иногда
1. При составлении плана урока.        
2. При выборе приемов нового материала.        
3. При выстраивании логики урока.        
4. При адаптации содержания урока к особенностям класса.        
5. При организации игровых моментов на уроке.        
6. При проведении самоанализа на уроке.        
7. При установлении дисциплины учащихся на уроке.        
8. Любой другой аспект урока, вызывающий затруднения (указать, какой).        

Организационная работа с учителями-экспертами.

Для проведения педсовета необходимо определить группу учителей-экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги школы. Для их определения можно использовать следующие критерии успешности учителей:

  1. 100%-ая успеваемость учащихся.
  2. Успешно, с точки зрения коллег и администрации, руководит школьным предметным методическим объединением, кафедрой.
  3. Активно участвует в работе проблемной, научно-исследовательской группы.
  4. Успешно, с точки зрения учащихся, ведет факультатив, секцию, кружок, исследовательский коллектив, клуб.
  5. Эффективно организует творческую, познавательную и исследовательскую деятельность учеников при предметном кабинете.
  6. Успешно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
  7. Эффективно выполняет обязанности педагога-наставника, оказывая помощь начинающим учителям.
  8. Зафиксирован факт общественного признания педагогического опыта педагога.
  9. Педагогический работник награжден правительственной или отраслевой наградой за профессиональные достижения.

Задачами группы учителей экспертов являются:

  • обобщение совместно с представителями администрации школы результатов опроса учителей;
  • отбор затруднений, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете, ранжирование затруднений;
  • выявление эффективных педагогических приемов, методов и средств, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов школы.

Из опыта проведения педсовета.

После анализа затруднений, выявленных при работе с анкетой в школе, учителя-эксперты проранжировали их. Наибольший ранг получили педагогические затруднения, связанные с составлением плана урока, выбора приемов, объяснения нового материала, организацией игровых моментов и групповой работы на уроке. На предстоящий педагогический совет решено было вынести только первый вопрос. Объяснялось это так: если план урока составлен правильно, с учетом всех предъявляемых к нему требований, то:

  • сразу определяется цель и задачи урока;
  • выстраивается логика;
  • определяются содержание объем, приемы учебной деятельности;
  • решаются вопросы дисциплины, потому что дети понимают, что делать, как, с какой целью, какие результаты надо получить, т.е. они становятся соавторами урока;
  • определяются из контекста плана урока роль в ней учителя («солист» или «дирижер»);
  • на уровне планирования сразу можно адаптировать урок с учетом особенностей не только конкретного класса, но даже конкретного ребенка.

На этом подготовительный этап был закончен.

Заседание педсовета.

1. Ведущий педсовета объявляет его тему и предоставляет слово заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который вместе с учителями-экспертами готовил данный педсовет.

2. Заместитель директора школы знакомит учителей с идеей педсовета. Он подчеркивает, что проблема педагогических затруднений не «спущена», а отражает потребности учителей школы. Заместитель директора школы информирует педагогов о результатах работы экспертной группы и затруднениях, которые будут обсуждаться в рамках педсовета

3. На доске вывешивается плакат, на котором в рейтинговой последовательности вписаны затруднения. Для удобства работы учителям выдаются бланки следующей формы.

Затруднение Возможные выходы из затруднений

 

 

4. Эти бланки самостоятельно заполняются учителями в ходе педсовета.

Ведущий педсовета объясняет правила игры:

А) участники педсовета рассаживаются так: в середине располагаются учителя, слева и справа от них эксперты;
Б) после того, как назван вопрос, предлагаемый к обсуждению, ведущий называет имя и отчество эксперта который начинает свой ответ словами: «Я делаю так…». Каждому эксперту на ответ дается не более 5 минут.

Из опыта проведения педсовета.

Ведущий: По итогам ранжирования педагогических затруднений в нашей школе наиболее сложной проблемой является подготовка к составлению плана урока. Сейчас я попрошу экспертов высказаться по этому поводу. Пожалуйста, Елена Витальевна.

Елена Витальевна (учитель истории): Я делаю так. Я никогда не пишу план одного урока. Я пишу планы на всю тему сразу, Это позволяет мне:

  • выделить основную линию темы;
  • расставить акценты каждого урока;
  • оценить, какого ученика и а каком уроке я могу спросить;
  • определить форму урока и виды работ, чтобы уроки не были похожи один на другой, как близнецы.

Кроме того, я для себя определяю тот минимум знаний, который должны получить на уроке учащиеся. Ниже этого минимума «планка» урока упасть не должна. Определяю, что нужно записать в тетрадь, какие таблицы составить, какие контурные карты заполнить, какой дополнительный материал можно дать по этой теме. И каждый раз я обязательно вместе с учениками подвожу итог урока, фиксирую, что нового мы узнали, а следующий урок начинаю со слов: «На прошлом уроке мы узнали…» Сначала повторяю коротко, а потом приступаю к новому уроку.

Елена Ивановна (учитель математики): Я делаю так. Я всегда пишу план только на один урок. Так мне удобнее, но я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя работаю в школе уже 15 лет. Это нужно для того, чтобы спрогнозировать, насколько поймут материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие задания предлагаются, как эти задания перекликаются с теми, что есть в экзаменационных сборниках, если класс выпускной. Далее, я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся.

После этого продумать последовательность выполнения упражнений и задач; понять с какой целью каждое (ая) из них нужно (а) в контексте этого урока. Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока.

Перед тем как начать подготовку плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий урок. Я уточняю, что мне удалось сделать хорошо. Что не успела сделать, были ли у учеников затруднения, и если да, то чем они могли быть вызваны.

И еще одно слово о цели урока. Я стараюсь четко обозначить в планах его цель. Всегда спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как бы вы сформировали цель своей деятельности?» И всегда подвожу итог урока именно с позиции анализа поставленных целей.

Вывод ведущего педсовет.

Таким образом, по данному вопросу выступают эксперты один за другим. Ведущий следит за ситуацией, стимулируя ответы экспертов вопросами: «Есть еще желающие ответить на этот вопрос?», «Кто хочет дополнить?» и т.п. Как показала практика, 3-4 ответов бывает достаточно для выявления возможных способов выхода из затруднений.

Учителя могут задавать экспертам вопросы на уточнение и понимание. После выступления экспертов ведущий объявляет следующий вопрос, и работа продолжается по описанному выше алгоритму.

Литература:

  1. Советова Е.В. 2007. ПЕДСОВЕТ. Практическое руководство для директора школы. Ростов-на-Дону, «Феникс».
  2. О.А. Северина, Т.П. Васильева. Педагогические советы. Выпуск 8. Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.