Цель педсовета: оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности.
Задачи педсовета:
- Выявить характерные для данного количества педагогические затруднения.
- Разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики педагогических затруднений.
- Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Этапы проведения педсовета
Подготовительный этап.
На этом этапе выявляются противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, которые он получает.
Преодолеть эти противоречия частично возможно за счет повышения уровня педагогического мастерства учителей. Выявить его текущий уровень позволяют различные средства педагогической диагностики: посещения уроков, анкетирования, срезы знаний, собеседования и другие процедуры.
По их результатам выделяется группа учителей, испытывающие те или иные затруднения в деятельности. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для ее проведения была составлена анкета «Педагогические затруднения». При подготовке к педсовету анкету можно раздать всем учителям школы или выборочно определенной группе педагогов (по усмотрению администрации школы).
Анкета «Педагогического затруднения».
Педагогического затруднения | Испытываете ли вы затруднительное положение | Класс( ы) при работе с которыми Вы испытываете затруднения | ||
Да | Нет | Почти всегда | Иногда | |
1. При составлении плана урока. | ||||
2. При выборе приемов нового материала. | ||||
3. При выстраивании логики урока. | ||||
4. При адаптации содержания урока к особенностям класса. | ||||
5. При организации игровых моментов на уроке. | ||||
6. При проведении самоанализа на уроке. | ||||
7. При установлении дисциплины учащихся на уроке. | ||||
8. Любой другой аспект урока, вызывающий затруднения (указать, какой). |
Организационная работа с учителями-экспертами.
Для проведения педсовета необходимо определить группу учителей-экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги школы. Для их определения можно использовать следующие критерии успешности учителей:
- 100%-ая успеваемость учащихся.
- Успешно, с точки зрения коллег и администрации, руководит школьным предметным методическим объединением, кафедрой.
- Активно участвует в работе проблемной, научно-исследовательской группы.
- Успешно, с точки зрения учащихся, ведет факультатив, секцию, кружок, исследовательский коллектив, клуб.
- Эффективно организует творческую, познавательную и исследовательскую деятельность учеников при предметном кабинете.
- Успешно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
- Эффективно выполняет обязанности педагога-наставника, оказывая помощь начинающим учителям.
- Зафиксирован факт общественного признания педагогического опыта педагога.
- Педагогический работник награжден правительственной или отраслевой наградой за профессиональные достижения.
Задачами группы учителей экспертов являются:
- обобщение совместно с представителями администрации школы результатов опроса учителей;
- отбор затруднений, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете, ранжирование затруднений;
- выявление эффективных педагогических приемов, методов и средств, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов школы.
Из опыта проведения педсовета.
После анализа затруднений, выявленных при работе с анкетой в школе, учителя-эксперты проранжировали их. Наибольший ранг получили педагогические затруднения, связанные с составлением плана урока, выбора приемов, объяснения нового материала, организацией игровых моментов и групповой работы на уроке. На предстоящий педагогический совет решено было вынести только первый вопрос. Объяснялось это так: если план урока составлен правильно, с учетом всех предъявляемых к нему требований, то:
- сразу определяется цель и задачи урока;
- выстраивается логика;
- определяются содержание объем, приемы учебной деятельности;
- решаются вопросы дисциплины, потому что дети понимают, что делать, как, с какой целью, какие результаты надо получить, т.е. они становятся соавторами урока;
- определяются из контекста плана урока роль в ней учителя («солист» или «дирижер»);
- на уровне планирования сразу можно адаптировать урок с учетом особенностей не только конкретного класса, но даже конкретного ребенка.
На этом подготовительный этап был закончен.
Заседание педсовета.
1. Ведущий педсовета объявляет его тему и предоставляет слово заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который вместе с учителями-экспертами готовил данный педсовет.
2. Заместитель директора школы знакомит учителей с идеей педсовета. Он подчеркивает, что проблема педагогических затруднений не «спущена», а отражает потребности учителей школы. Заместитель директора школы информирует педагогов о результатах работы экспертной группы и затруднениях, которые будут обсуждаться в рамках педсовета
3. На доске вывешивается плакат, на котором в рейтинговой последовательности вписаны затруднения. Для удобства работы учителям выдаются бланки следующей формы.
Затруднение | Возможные выходы из затруднений |
|
4. Эти бланки самостоятельно заполняются учителями в ходе педсовета.
Ведущий педсовета объясняет правила игры:
А) участники педсовета рассаживаются так: в середине располагаются учителя,
слева и справа от них эксперты;
Б) после того, как назван вопрос, предлагаемый к обсуждению, ведущий называет
имя и отчество эксперта который начинает свой ответ словами: «Я делаю так…».
Каждому эксперту на ответ дается не более 5 минут.
Из опыта проведения педсовета.
Ведущий: По итогам ранжирования педагогических затруднений в нашей школе наиболее сложной проблемой является подготовка к составлению плана урока. Сейчас я попрошу экспертов высказаться по этому поводу. Пожалуйста, Елена Витальевна.
Елена Витальевна (учитель истории): Я делаю так. Я никогда не пишу план одного урока. Я пишу планы на всю тему сразу, Это позволяет мне:
- выделить основную линию темы;
- расставить акценты каждого урока;
- оценить, какого ученика и а каком уроке я могу спросить;
- определить форму урока и виды работ, чтобы уроки не были похожи один на другой, как близнецы.
Кроме того, я для себя определяю тот минимум знаний, который должны получить на уроке учащиеся. Ниже этого минимума «планка» урока упасть не должна. Определяю, что нужно записать в тетрадь, какие таблицы составить, какие контурные карты заполнить, какой дополнительный материал можно дать по этой теме. И каждый раз я обязательно вместе с учениками подвожу итог урока, фиксирую, что нового мы узнали, а следующий урок начинаю со слов: «На прошлом уроке мы узнали…» Сначала повторяю коротко, а потом приступаю к новому уроку.
Елена Ивановна (учитель математики): Я делаю так. Я всегда пишу план только на один урок. Так мне удобнее, но я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя работаю в школе уже 15 лет. Это нужно для того, чтобы спрогнозировать, насколько поймут материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие задания предлагаются, как эти задания перекликаются с теми, что есть в экзаменационных сборниках, если класс выпускной. Далее, я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся.
После этого продумать последовательность выполнения упражнений и задач; понять с какой целью каждое (ая) из них нужно (а) в контексте этого урока. Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока.
Перед тем как начать подготовку плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий урок. Я уточняю, что мне удалось сделать хорошо. Что не успела сделать, были ли у учеников затруднения, и если да, то чем они могли быть вызваны.
И еще одно слово о цели урока. Я стараюсь четко обозначить в планах его цель. Всегда спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как бы вы сформировали цель своей деятельности?» И всегда подвожу итог урока именно с позиции анализа поставленных целей.
Вывод ведущего педсовет.
Таким образом, по данному вопросу выступают эксперты один за другим. Ведущий следит за ситуацией, стимулируя ответы экспертов вопросами: «Есть еще желающие ответить на этот вопрос?», «Кто хочет дополнить?» и т.п. Как показала практика, 3-4 ответов бывает достаточно для выявления возможных способов выхода из затруднений.
Учителя могут задавать экспертам вопросы на уточнение и понимание. После выступления экспертов ведущий объявляет следующий вопрос, и работа продолжается по описанному выше алгоритму.
Литература:
- Советова Е.В. 2007. ПЕДСОВЕТ. Практическое руководство для директора школы. Ростов-на-Дону, «Феникс».
- О.А. Северина, Т.П. Васильева. Педагогические советы. Выпуск 8. Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.