“Истоки творческих
способностей и дарования детей на кончиках их
пальцев” |
Цель:
- Научить обучающихся отбеливать соломку.
- Закрепить знания о красителях для окраски соломенных лент в различные цвета.
- Продолжать развивать навыки работы с соломкой.
- Развивать творческие способности, мышление, умение и навыки работы с соломкой.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование:
- Папка с правилами по технике безопасности;
- Панно из соломки “Петушок”, “Ромашки”, “Рассвет”;
- Образцы разноцветных соломинок;
- Коробочки с подготовленной соломкой;
- Ванночки – 2 штуки;
- Перчатки резиновые;
- Салфетки;
- Таблетки гидроперита – 1 упаковка;
- Горячая вода;
- Утюг, подставка под утюг;
- Электрические плитки, подставки под плитки;
- Клей столярный, стеки для работы с клеем;
- Клеенки размером 20х20 см – 12 шт,
- “Подушка” из старых журналов.
Индивидуальная работа: обратить внимание на Инну К, Иванова Н. – умение аккуратно работать, экономное расходование клея, закрепить умение разрезать ровно соломку с Олей М.
Ход урока
– Тема урока “Окраска соломки”. Сейчас повторим правила безопасности (обучающиеся по очереди перечисляют правила по технике безопасности).
Мы знаем, что соломку можно окрасить в различные цвета. Вспомните, какие красители мы уже знаем? Какими из них мы уже пользовались при окрашивании соломки?
Сейчас я буду показывать цветные соломенные ленты, а вы будете называть, какими красителями пользовались при их окрашивании.
Зеленная соломка – окрашивается зеленкой (бриллиантово-спиртовым раствором), раствор готовится в пропорции 1:1 (1 флакончик зеленки на 1 флакончик воды), соломка закладывается в раствор на 3 часа;
Желтый цвет соломки получается при кипячении соломки в растворе пищевой соды (в пропорции на 0,5 литра воды положить 1 столовую ложку соды).
Красный цвет соломки можно получить, если держать подготовленные соломки в отвар луковой шелухи. Чем больше шелухи, тем насыщеннее цвет, чем дольше держать в отваре, тем больше эффекта.
Коричневый цвет получается при тонировании соломки утюгом. Чем дольше держим соломку под утюгом, тем темнее соломки.
Цветные соломенные ленты можно получить, окрашивая соломку цветными лаками. Но этот прием используем крайне редко, например, тогда, когда нужно выделить красным цветом горящий фитиль свечки на панно “Новогодний букет”.
Также можно окрасить в различные цвета соломку при помощи анилиновых красителей, но этим способом не стоит пользоваться, так как зачастую на свету цвет окрашенных полосок выгорает.
Переходим к новой теме урока. Разнообразие цвета соломы, сочетание светлых, желтых, коричневых оттенков крайне необходимы в работе. Ведь в природе можно найти до 100 оттенков соломы. Во время работы мы сталкиваемся с тем, что нам бывает необходима совершенно белая соломка. Как её можно получить? Первый способ самый простой – отбеливание солнцем. Для этого раскладывается солома под горячими лучами солнца, разумеется на долгое время, равномерным тонким слоем.
Можно отбелить соломку и другим способом и намного быстрее. Один из этих способ мы изучим сегодня на уроке. Кладем 30-40 соломинок в ванночку и прижимаем гнетом, чтобы солома не всплыла и заливаем раствором. Раствор готовится так: на 0,5 стакана воды (горячей) кладем 10 таблеток гидроперита. В этом растворе солома должна находиться 5-6 часов.
Так как длительность нашего занятия не позволяет довести этот эксперимент до конца, я замочила в таком растворе солому 5 часов назад, чтобы вы сейчас могли увидеть результат. Теперь солому необходимо промыть в чистой проточной воде (обязательно в перчатках!). Кстати, отбеленная соломка лучше и ровнее окрашивается растительными красителями, чем соломка естественного цвета. Теперь отбеленную и промытую соломку можно разгладить горячим способом. Я приглашаю Колю И. и Олю М. за этот стол, они будут гладить соломку. Оля будет распарывать соломку, а Коля будет работать горячим утюгом, прошу работать аккуратно, соблюдая правила по технике безопасности.
Остальные ребята на своих рабочих местах продолжают работать над своими панно. Желательно сегодня по мере необходимости применять цветную и отбеленную соломку в своих работах. Работайте аккуратно, старайтесь соломку резать только над коробкой, этим мы облегчим работу дежурного в конце занятия, да и вам наверно приятно будет работать в чистоте.
В конце занятия дети проводят самоанализ своих работ. Анализируя, изделия сделать вывод, что лучше применять при окраске соломки растительные красители, потому что они имеют мягкие цвета и не имеют той вызывающей яркости, которая присуща искусственным красителям.
Спасибо всем за активную работу на уроке.