Цели:
- Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;
- Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;
- Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;
Попутное повторение: способы словообразования; правописание гласных в корнях с чередованием.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Приложение 2), карточки для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный момент. Начало урока
Слайд 2. (см. Приложение 2) Тема урока.
2. Объяснение нового материала
Тема нашего урока “Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных”. Сформулируйте сами цель урока. (Ребята формулируют). Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем всё выяснить.
Слайд 3
Посмотрим, как образованы эти прилагательные.
Слайд 4
От слов какой части речи образованы прилагательные? На какую букву оканчивается основа слова чугун? При помощи каких суффиксов образованы прилагательные соломенный и станционный? Сделайте сами вывод, когда в прилагательных пишется две буквы н. (Ребята формулируют правило). Но из этого правила есть исключение. Переходим на слайд Слова – исключения.
Слайд 5
Скажите, при помощи каких суффиксов образованы прилагательные комариный, водяной, ржаной. Самостоятельно сделайте вывод о том, когда в суффиксах прилагательных пишется одна н. Из этого правила тоже есть исключения. Далее формулируем полностью правило о написании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Теперь давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали правило. Чтение параграфа 56. Назовите способ словообразования, при помощи которого образовались данные прилагательные от существительных.
3. Закрепление
Слайд 7
А) Устно объясните написание –н- и –нн- в прилагательных.
Б) Слайд 8. Запишите предложение, найдите в нем слова с изученной орфограммой, объясните её. Ребята, скажите, в тексте какого стиля мы могли бы увидеть это предложение? Почему? Какая картина нам представляется? А кто вообще знает, что такое керосиновая лампа?
Слайд 9.
Вот как выглядит это нехитрое устройство, с помощью которого освещали помещения, когда не было электричества.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выполняем синтаксический разбор предложения, морфологический разбор слова жестяная.
Чтобы дальше нам хорошо работалось, давайте проведём физминутку(выполняем несколько упражнений для рук, плечевого пояса, поясничного отдела позвоночника4 затем делаем гимнастику для глаз)
В) Далее класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. (Приложение 1). Ответы оформляют фломастерами на листе А4.
Г) Проверяем. Слайд 10 (Переходим по кнопкам)
Д) Ещё раз объясняем, где пишется одна, где две буквы н. записываем в словарь для запоминания слова – Слайд 14
Е) Далее класс по группам выполняет упр.320 (по заданию учебника нужно расписать слова на три группы); выборочно проверяю, ставлю оценки.
4. Итог урока
Что изучали на уроке? Как определить, где пишется одна буква н, где две буквы н? Расшифруйте запись на слайде. Слайд 15.
5. Домашнее задание
Выучить правило параграфа 56, упр. 321.
6. Рефлексия
Слайд16
Слайд 17 заканчивает урок