Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.
Задачи:
- Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
- Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
- Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
- магнитофон, музыкальные записи + минусовки;
- ребусы, музыкальные домики;
- две магнитные доски + набор букв;
- магниты, ноты, шкатулка.
Ход мероприятия
I. Организация внимания.
II. Основная часть.
Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.
На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.
О чем может сказать простой камень?
Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными – ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потам попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалеко и до барабана.
Камень – это первый ударный инструмент.
Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:
- Струнные инструменты (источник звука – натянутая струна).
- Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в инструмент).
Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.
Разгадывание загадок (Приложение 1).
Разгадывание ребусов (Приложение 2).
Музыкальная викторина.
Я ваша подруга,
Я ваша попутчица,
В пути без меня
Ничего не получиться.
Со мною, друзья,
Всегда интересно,
Узнали, кто я?
Ну, конечно же ... (Песня.)
Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:
- Они растут в южных странах на деревьях.
- Ими любят лакомиться обезьяны.
- Это любимая еда жителей острова Чунга-Чанга. (Кокосы и бананы.)
Второе слово:
- Он круглый и упругий, как маленький мячик.
- Из него можно сделать вкусный сок.
- Его цвет – это цвет солнца. (Апельсин.)
Вопрос. В какой популярной эстрадной песне поется о бананах, кокосах и апельсинах? Конечно, это «Апельсиновая песня» в исполнении группы «Блестящие». Слушаем музыку, поём и танцуем!
«Апельсиновая песня».
Игра «хлопки».
- Попугай – руки назад.
- Обезьяны – прыгают, двигают руками.
- Крокодил – присесть.
Музыкальная загадка 1.
Первое слово:
- Это моллюск.
- Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
- У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)
Второе слово:
- Они живут в жарких странах.
- Люди говорят, что их можно сделать из муки.
- Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)
Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Музыкальная загадка 2.
Первое слово:
- Они бывают на небе, но не каждый день.
- Ночью их не увидишь.
- Они очень похожи на белую вату. (Облака.)
Второе слово:
- У маленьких детей она бывает деревянной.
- Она была верным другом каждого былинного богатыря.
- А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)
Отгадка: облака + лошадки = пёсня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
Музыкальная загадка 3.
Первое слово:
- У него уши на коленках.
- Он умеет прыгать.
- На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)
Второе слово:
- Она мягкая и зеленая.
- Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
- Её любит, есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).
Музыкальная загадка 4.
Первое слово:
- Он похож на стрекозу.
- Но сделан он из металла.
- И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)
Второе слово:
- Это холодное и сладкое.
- Его нельзя есть, когда болит горло.
- Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)
Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).
Музыкальная загадка 5.
Первое слово:
- Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
- Он любит плавать и нырять в воде.
- Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.
Второе слово:
- Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!
Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, сл. Ю. Энтина).
Песня «Танец маленьких утят» (дети исполняют танец).
Резерв времени.
Музыкальные вопросы:
- Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к.)
- Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха.)
- Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго.)
- Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль.)
- Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек.)
- Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник.)
Музыкальная загадка 6.
Веселая викторина про музыку и животных.
- Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки? (Арфа.)
- Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка? (Коня.)
- Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять? (Симфоническая сказка «Петя и волк».)
- Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные? (Рог.)
- Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна? (Соловьёв.)
- Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения? («Крокодил не ловится, не растёт кокос».)
- Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он? (Носорог-рог-рог.)
- Назовите дерево, родившееся в лесу? (Ёлочка.)
- Какой овощ звали копать в песне Антошку? (Картошку.)
- Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре. (Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)
III. Итог занятия.
Мир Музыки – волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства – осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.
Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.
Успехов вам, начинающие музыканты!
Литература.
- Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.
- Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кулагина Г. А. Сто игр по музыке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов .Ярославль: Академия развития, 1997.
- Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по музыке. М.: Просвещение, 2002.