Тип урока: объяснение нового материала и практическая отработка умений.
Цели урока:
Образовательные:
- ввести определение массива, оператор описания массива, характеристики массива,
- учить решать задачи на одномерные массивы.
Развивающие:
- развить навыки использования среды программирования QBasic;
- развить логическое и алгоритмическое мышление и активность работы учащихся.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, и ответственности за выполненную работу;
- формировать у учащихся объективную самооценку;
- пробудить интерес к обучению.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint, среда программирования QBasic.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Объяснение нового материала
- Практическая работа – решение задач по новой теме.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
ЗАДАЧА. Составьте алгоритм и программу нахождения суммы 10 произвольных чисел.
Ответьте на вопросы:
- Есть ли в решении этой задачи действия, которые необходимо выполнить несколько раз?
- Сколько раз надо их выполнить?
- С помощью какой команды мы организуем решение нашей задачи?
Решение.
В цикле программы по запросу INPUT вводится число, которое помещается в область памяти с именем X и прибавляет его к текущему значению суммы S. Цикл повторяется 10 раз. Но программа не сохраняет все заданные значения X! Если в программе необходимо сохранить эти значения, то понадобится использовать столько переменных, сколько вводится значений. Это не очень удобно:
CLS
INPUT X1
INPUT X2
…
INPUT X10
S=X1 +X2+…+X10
PRINT “S=“; S
END
В подобной ситуации можно воспользоваться переменными с индексами. Такие переменные имеют одно и тоже имя, но разные индексы: X(1), X(2), X(3) …
II. Новый материал:
Наглядно такие переменные можно представить в виде таблицы:
Пример 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
15 | -2 | 16 | 19 | 0 | 3 | -7 | 10 |
Это линейная таблица, где заданы значения переменных и каждой переменной поставлен в соответствие его порядковый номер (индекс).
Пример 2. На метеостанции измеряли температуру воздуха каждый час в течении суток:
0 | 1 | 2 | 3 | … | 22 | 23 |
17 | 16 | 15,5 | 14 | … | 18 | 17,5 |
Это линейная таблица, где каждому элементу соответствует свой порядковый номер или индекс. Такую таблицу можно назвать массив.
МАССИВ – это упорядоченная совокупность однотипных данных, каждому из которых соответствует свой порядковый номер (индекс).
Массив характеризуется именем, размерностью и размером.
- (из примера 1) B – имя массива, размерность – линейный массив (одномерный), его размер (или длина) равен 8.
- (из примера 2) temp – имя, размерность – линейный, длина – 24.
Итак, имя массиву даете вы!
Для описания массива языке QBasic существует оператор
DIM имя (верхняя граница)
Например,
DIM B(7) или DIM B(8)
DIM temp(23)
В памяти компьютера:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Оператор DIM пишется в начале программы!
Если в задаче используются несколько массивов, то их можно описать в одном операторе DIM через запятую.
Наша задача – сумма 10 чисел будет решаться так:
CLS DIM A(10) S=0 FOR i=1 TO 10 INPUT A(i) S=S+A(i) NEXT i PRINT “S=“; S END |
III. Закрепление темы.
Дана задача (составляем блок-схемы вместе с детьми на уроке и решаем ее на компьютерах):
Дан массив В(20). Найти произведение отрицательных элементов массива, если таковых не было, то напечатать сообщение об этом.
IV. Домашнее задание:
- Найти количество элементов массива А(N), больших 5.
- Найти сумму элементов массива B(n) с четными номерами (2 способа).
V. Итог урока:
Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием программирования – массивы, научились решать некоторые стандартные задачи на одномерные массивы. Задач на обработку массивов данных встречается очень много и мы должны научится решать эти задачи, в том числе и с помощью языков программирования.
Оценки за урок.