Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами исследования и проектной деятельности учащихся.
Технология: проектно-исследовательская.
Цель урока: закреплять умение детей решать задачи с вопросами в косвенной форме; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи геометрического характера.
Задачи:
- Обучающая: формирование у детей прочных навыков сложения и вычитания многозначных чисел.
- Развивающая: развитие логического мышления, познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
- Воспитательная: прививать интерес к математике; учить трудолюбию, аккуратности, внимательности и уважению друг к другу.
Межпредметные связи: с литературным чтением, окружающим миром, технологией.
Оборудование: детали корабля с заданиями; интерактивная доска; рисунок готового корабля; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку. Класс делится на три группы.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, на уроках математики мы часто отправляемся с вами в различные путешествия, проводим блицтурниры, викторины, разгадываем математические кроссворды, ребусы.
Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в виде… Чего? – скажете вы мне, разгадав вот эту математическую шифровку. (на экране и у каждой команды задания).
80 мин. | 2003 г. | 60 ч. | 18 в. | 48 мес. | 800 м2 | 2 ч. 15 м. |
д | е | л | о | в | а | я |
603 кг | 2 сут. | 400 коп. | 800 дм2 |
и | г | р | а |
– Кто напомнит, как работать с таким заданием?
Дети: Каждому ответу задания соответствует определённая буква, которую нужно написать под этим ответом в таблице.
Учитель: Что же получилось?
Дети: Деловая игра.
Учитель: Да, у нас сегодня деловая игра. Мы узнали с вами многое: познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, складывать и вычитать. Впереди нас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика». Нас ждут «моря задач», «заливы выражений», «острова математических действий» и много других приключений.
Я предлагаю вам построить необыкновенный корабль для нашего дальнейшего путешествия.
Работают три бригады.
1 команда будет строить корпус корабля.
2 команда – палубу с капитанской рубкой.
3 команда – мачту.
Детали своей части корабля вы будете получать за правильно выполненное задание.
У вас задачи с вопросами в косвенной форме и варианты краткой записи к ним. Только одна краткая запись верна. Вам её нужно найти. Затем решить задачу и ответить на вопрос: «В чём особенность задач, сформулированных в косвенной форме?»
Задание 1.
1 к. Первый отряд прошёл 7 км, что на 1 км больше, чем прошёл второй отряд. Сколько километров прошёл второй отряд?
а) I от. – 7км, что на 1 км >
II от. - ? км
б) I от. – 7км,
II от. -?на 1 км >
2 к. Высота рябины 5 м, что на 4 м меньше высоты берёзы. Какой высоты берёза?
а) Р. – 5 м
Б. -? на 4 м <
б) Р. – 5 м, что на 4 м <
Б. - ? м
3 к. Ширина тесьмы 2 см, это в 2 раза меньше, чем ширина ленты. Чему равна ширина ленты?
а) Т. – 2 см, что в 2 раза <
Л. - ? см
б) Т. – 2 см
Л. - ? см, в 2 раза <
Учитель заслушивает ответы представителей каждой команды. И учащиеся проверяют решение своей задачи с готовым решением, которое высвечивается на экране.
Команды получают 1-е детали своей части корабля.
Сейчас вам нужно решить геометрическую задачу и ответить на вопрос, какие математические формулы вы использовали, чтобы решить задачу?
Задание 2.
1 к. Длина прямоугольника 70 мм, а ширина на 5 см меньше. Чему равен его периметр?
2 к. Длина прямоугольника 4 м, а ширина 3 дм. Чему равен его периметр?
3 к. Сумма длин сторон треугольника с тремя равными сторонами 15 км. Чему равна его сторона?
(Заслушиваются ответы и сверяются с экраном. Каждая команда, решившая правильно задачу, получает 2-ю деталь своей части корабля)
Задание 3.
Найти значение выражения:
1 к. 6 Х 100000 +8 Х 10000 + 7 Х 1000 + 6 Х 100 + 9 Х 6
2 к. 5 Х 100000 +6 Х 10000 + 2 Х 1000 + 5 Х 100 + 8 Х 2
3 к. 7 Х 100000 + 8 Х 10000 + 6 Х 1000 + 3 Х 100 + 9 Х 7
(Заслушиваются ответы детей и сверяются с экраном. Получают следующие детали).
Учитель: Следующее задание – действия с именованными числами.
Задание 4.
Вычислите:
1 к.
85 кг 19 г + 847 кг 654 г
24 км 040 м – 9 км 008 м
2 к.
54 см 3 мм – 28 см 9 мм
1 ч. 26 мин. + 2 ч. 34 мин.
3 к.
39 кг 80 г + 725 кг 123 г
3 ч.15 мин. – 45 мин.
(Проверяются ответы детей. Команды получают детали.)
Учитель: Следующее задание вам предлагается в виде теста. Нужно найти правильный ответ и объяснить свой выбор.
Задание 5.
Выберите правильный ответ.
1 к. | 9 т 56 кг – | а) 956 кг | б) 9056 кг |
5 дм2– | а) 50 см2 | б) 50000 мм2 | |
6 ч. 7 мин. – | а) 167 мин. | б) 367 мин. | |
2 к. | 6 т 31 кг – | а) 6031 кг | б) 631 кг |
280 км 4 м – | а) 28004 м | б) 280004 м | |
6 ч. 3 мин. – | а) 63 мин. | б) 363 мин. | |
3 к. | 401 ц – | а) 4 т 1 ц | б) 40 т 1 ц |
9 ч. 9 мин. – | а) 999 мин | б) 549 мин. | |
120 км 9 м – | а) 120009 м | б) 12009 м |
(Заслушиваются ответы команд. Получают 5-е детали ).
III. Практическая часть урока (Сборка корабля).
Учитель: Вы получили-заработали детали от своих частей корабля. На столе у каждой команды лежат каркасы частей из плотной бумаги. Ваша задача – наклеить заработанные детали на эти каркасы.
(Каждая команда собирает свою часть корабля, а затем общая сборка готового корабля на классной доске).
Учитель: Как вы думаете, что не хватает нашему кораблю?
Дети: Флага.
Учитель: Флаг поднимет та команда, которая правильно и быстрее других рассчитает расход материала на изготовление флага к нашему кораблю.
Сколько цветов на нашем Российском флаге?
Дети: Три. Белый, синий, красный.
Учитель: Я даю каждой команде макет одной части флага, т.е. 1/3. Через несколько минут вы мне ответите, сколько материала пойдёт на изготовление всего флага.
(Дети измеряют прямоугольники и находят площадь своих частей, а затем площадь всего флага).
Учитель: Право поднять флаг представляется …..команде.
(Один из членов победившей команды прикрепляет флаг к кораблю).
IV. Итог урока.
Учитель: Давайте дадим нашему кораблю название.
Дети: «УМНИКИ».
Учитель: Наш корабль завтра отправится в дальнейшее путешествие по стране «Математика», и первый остров, который нас ждёт – это остров «Умножение и деление многозначных чисел». (На доске открывается рисунок со сказочным островом).