Цель: формирование представлений о специфике занятий по валеологии.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить и сформировать представления у воспитанников о сохранении и укреплении здоровья физического и духовного.
- Способствовать формированию мотивационной сферы гигиенического поведения.
Развивающие:
- Развить свойственные возрасту виды деятельности и познаний.
- Способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.
Воспитывающие:
- Способствовать воспитанию любви к себе, к людям, к природе.
- Создать творческую атмосферу на занятии.
Тип учебного занятия: усвоение новых знаний
Форма занятия: игра-путешествие.
Инвентарь и оборудование: цветок в виде цветика-семицветика, магнитная доска, мягкие игрушки животных, магниты, конверт с загадками, предметы гигиены: мыло, щётка зубная, полотенце, щётка одёжная, носовой платок, расческа, название станций, музыкальный центр.
Ход занятия
1-й этап.
Организационный момент (воспитанники встают в полукруг)
Педагог: Здравствуйте! Меня зовут Наталья Вячеславовна, я руководитель клубного объединения «Расти здоровым»
Педагог: Поднимите правую руку те, кто пришел с открытым сердцем. Спасибо. Поднимите правую руку те, кто готов потрудиться ради новых знаний. Спасибо. Положите правую руку на сердце те, кто относиться с любовью ко всем присутствующим. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов выслушать своих товарищей. Спасибо. Пожелаем друг другу успехов, творчества, удачи!
Педагог: А теперь можете занять свои места.
2-й этап.
Педагог: Сегодня у нас с вами необычное занятие, его можно назвать школой здоровья. Вы узнаете о там, как надо заботиться о своём здоровье, чтобы расти крепкими и здоровыми, как попасть в страну Здоровяков. В этой стране есть много докторов, которые нам дают здоровье ежедневно и бескорыстно. Кто они вы узнаете на нашем занятии.
– Ребята, вы любите сказки?
Педагог. Вы помните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик»? В ней рассказывается том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветным лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. У Жени остался последний лепесток, она увидела грустно мальчика Витю, у которого болела нога и который поэтому не мог, бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел.
И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается. Но Витя не просто выздоровел. Он так долго болел и ему так захотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он сказал Жене: «Если бы волшебница подарила мне цветик-семицветик…»
Педагог: Какое желание загадал бы Витя, если бы у него был цветик-семицветик?
Кто любит из вас путешествовать, поднимите руки? А путешествовать мы будем с помощью цветика - семицветика.
Педагог: Будем не просто путешествовать, а на каждой остановке вам придётся выполнять различные задания, чтобы научиться быть здоровым не только самим, но и другим людям. Согласны?
Педагог: А теперь давайте все вместе скажем следующие слова: «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся».
3-й этап.
Педагог: Как называется страна, по которой мы будем путешествовать?
Воспитанники: страна Здоровья
Педагог: Итак, мы отправляемся с вами в путешествие в страну Здоровья.
Педагог: Давайте оторвем лепесток и произнесём волшебные слова: «Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвратившись сделай круг как коснёшься ты земли, быть по моему вели! Вели очутиться на станции «Гигиена»
1-я станция «Гигиена» (выполнение личной гигиены)
Педагог: На этой станции мы познакомимся с доктором Воды. Ребята, вам, о чём говорит название нашей станции? Правильно, мы с вами поговорим о гигиене.
Гигиена – это наука, которая занимается охраной здоровья. Зачастую мы очень небрежно относимся к нашему телу, к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов.
Педагог: Ребята, вы знаете, что означает слово «микроб»?
Воспитанники: ответы.
Педагог: Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово микроб произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит малый, «БИОС»- жизнь. Но не все микробы вредные, есть и полезные. Например, с помощью молочно кислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются выделяют яды. От них возникают разные болезни.
Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется 1,5 млрд. микробов. Представляете?
(Звучит песня Мойдодыра: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»)
Педагог: Ребята, вы узнали голос Мойдодыра?
– Кого больше всего не любил Мойдодыр?
Воспитанники: Грязнуль.
Педагог: Ребята, а тут какое-то послание от Мойдодыра.
Педагог: Ребята, а здесь какие-то вопросы
(педагог загадывает загадки)
Загадки:
Намочи меня водой
Да потри рукой.
Как начну гулять по шее.
Сразу ты похорошеешь.
(Мыло)
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Расческа)
Костяная спинка.
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала,
Всю грязь повыгнала.
(Зубная щётка)
Вроде ёжика на вид,
Не попросит пищи
По одежде пробежит –
Она станет чище.
(Одёжная щётка)
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок)
В ванной комнате висит и болтается,
Всяк за него хватается.
(Полотенце)
Педагог: Молодцы, верно, отгадали загадки. И еще в двойне молодцы, потому что знаете, предметы личной гигиены!
– Ребята, а как ухаживают за собой животные, давайте покажем мы с вами (педагог показывает животных на картинках, дети имитируют движения)
– Как умывается кошка? (давайте покажем, как она облизывает себя), а зачем она это делает?
– Как это делает слон (дети встают и изображают руками хобот)?
– Как купаются медведи, представьте, что вы мишки и вам очень жарко, перед вами речка (дети стоя показывают, как купаются медведи).
Вот вы и познакомились с Доктором Вода!
– Что же надо делать ежедневно, чтобы не походить на грязнулю из сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр»? (надо, умываться по утрам и вечерам).
– А что означает слово микроб?
Итог: Так, что же нам советует доктор Воды? Следить за личной гигиеной
Молодцы, я думаю, что все из вас будут дружить с доктором Вода!
Педагог: Но нас ждут новые приключения, вы готовы продолжить наше путешествие дальше по стране Здоровья?
Педагог: Оторвите лепесток и произнесите волшебные слова: «Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвратившись сделай круг, как коснёшься ты земли, быть по моему вели! Вели очутиться на станции «Правильное питание».
2-я станция «Правильное питание»
Педагог: На этой станции мы познакомимся с доктором Здоровая пища и правилами питания.
– Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?
– Чем питается человек?
– Чем питаются животные?
Воспитанники: Отвечают.
Педагог: Правильно одни питаются мясом (показываю мягкие игрушки животных), а другие травой, и даже огромный слон питается листьями деревьев.
Педагог: Правильное питание – одно из условий здоровья. Но не все продукты, которыми питается человек полезны, для здоровья.
Педагог: А какие продукты полезны для здоровья, как вы думаете?
Воспитанники: Отвечают.
Педагог: Правильно ребята. А еще очень важно, чтобы питание было разнообразным.
Педагог: Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).
Другие помогают строить организм и делать его более сильными (творог, яйца, орехи, мясо, рыба). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться.
Педагог: Ребята я вам предлагаю поиграть в такую игру.
Если продукт полезный для здоровья – вы встаёте и хлопаете, если не очень сидите и топаете.
Рыба – (хлопают)
Чипсы – топают
Кефир – хлопают
Пепси – топают
Геркулес – хлопают
Фанта – топают
Подсолнечное масло – хлопают
Жирное мясо – топают
Морковь – хлопают
Торты – топают
Лук – хлопают
«Сникерс» – топают
(идет игра «Вредно – полезно»)
Педагог: Доктор Здоровая Пища даёт, нам несколько золотых привил питания:
(вешаю ватман с правилами на доску, зачитываю вместе с детьми)
Золотые правила питания:
- Главное не передайте.
- Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу.
- Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите её глотать.
- Перед приёмом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Итог: Какая пища полезна для здоровья? (свежеприготовленная). Что надо не забывать делать перед приёмом пищи?
Педагог: Ну, что продолжим путешествие дальше.
3-я станция «Спортландия».
Педагог: Давайте оторвем лепесток и произнесём слова: «Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвратившись сделай круг, как коснёшься ты земли, быть по моему вели! Вели очутиться на станции «Спотрландия».
Педагог: Здесь живёт доктор Неболит и доктор Красивая осанка, который в данный момент отсутствует. Вот, что нам посоветовал Доктор Неболит:
В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен.
Проживёшь ты до ста лет –
Вот и весь секрет!
– Как вы думаете, что происходит в нашем теле, когда мы делаем зарядку? (начинают работать все органы лучше, кровь начинает двигаться быстрей)
Педагог: Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряжённей, попробуйте согнуть руки к плечам, чувствуете, как они напряглись, в это время им надо больше кислорода.
Сердце, которое работает беспрерывно, вынуждено перекачивать кровь сильнее и быстрее, чтобы доставить больше кислорода мышцам. Если вы ежедневно занимаетесь зарядкой, ваше сердце становится сильнее и оно работает лучше всё время, а не только когда мышцам нужен будет кислород.
Педагог: А давайте, мы с вами вместе сделаем весёлую зарядку.
Игра: «Весёлая зарядка» (Дети встают в круг и делают зарядку под музыку)
Раз-два, три хлопай (хлопают)
Три-четыре – топай (топают))
Раз-два улыбнись! («раз» – правую руку вперёд, «два» – левую руку вперёд, «улыбнись» – развести руки в стороны)
Три-четыре, потянись! («три» – правую руку вверх, «четыре» – левую руку вверх, «потянись» – поднялись на носочки).
Вправо, влево потянулись. (развести руки в стороны и потянуться верхней частью туловища в лево в право)
И друг другу улыбнулись (повтор движения)
Ножками потопали, крыльями похлопали.
Высоко попрыгали.
Побежали все по кругу, крикнули: «Привет!» друг другу.
Итог: Что нам советует доктор Неболит и Красивая осанка?
– Ежедневно делать зарядку
4-я станция «Вредные привычки» (звучат позывные в записи)
Звучит запись позывных: -Всем! Всем! Всем! Чрезвычайное происшествие! Ужасное известие! В стране Здоровья произошёл переворот! Злой карлик Грязнодел взошёл на трон страны Здоровья и хочет превратить страну Здоровья, в страну Великих лентяев и грязнуль, а с ним и его сестрички Вредные привычки.
Педагог: Как вы думает, почему Грязнодел хочет захватить трон в стране здоровья?
Воспитанники: Отвечают дети
Педагог: Ребята представляете, они повсюду раздают детям одни сладости и чипсы, призывают не мыться, спать до обеда, не ходить в школу и целыми днями валяться на диване и нечего не делать!
Педагог: Ребята назовите ещё вредные привычки, которые мешают быть подтянутыми, красивыми и здоровыми.
Воспитанники: Курение, привычка грызть карандаши, ногти, ковырять в носу,
Педагог: А сидеть долго возле компьютера, телевизора?
– Вредно или нет, есть немытые фрукты?
– Ходить грязными?
– Спать до обеда, не соблюдать режим дня?
– Полезно или вредно мало двигаться?
Педагог: Ребята сейчас я хотела бы узнать среди вас, не нашлось ли друзей вредных привычек. Для этого мы с вами поиграем
Если ребята согласны с тем, что я буду говорить, то отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», если не согласны- молчите.
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Каждый из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто одежду «бережёт».
Под кровать её кладёт?
Кто ложиться рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Педагог: Вот теперь ребята мы с вами можем выгнать Грязнодела и его сестричек!
Педагог: Только надо вспомнить советы докторов здоровья.
– Что же нам посоветовал доктор Воды?
Воспитанники: Надо, умываться по утрам и вечерам
Педагог: А давайте ребята вспомним с вами советы доктора Неболит и Красивая Осанка?
Воспитанники: Будь со спортом не разлучен
Педагог: Что нам советует Доктор Здоровая Пища?
Воспитанники: Кушать овощи фрукты, а ещё другие продукты полезные для организма и не забывать мыть руки перед едой.
Педагог: Молодцы, я думаю, злой карлик Грязнодел, услышал ваши ответы и постарается скорее убраться в свою страну Грязландию, а с ним и его сестрички вредные привычки.
4-й этап.
Педагог: Ребята, у нас на цветике-семицветике остались ещё лепестки. Что же вы видите на них?
Педагог: Правильно знаки вопроса.
Педагог: А что же скрывается под знаками вопроса, мы узнаем с вами на следующих занятиях, путешествуя по нашей стране здоровья.
А билетом в эту страну и будет наш цветик-семицветик, который я вам сегодня и дарю на память о нашем занятии.
Педагог: Спасибо ребята за работу. Я была очень рада с вами познакомиться. И если, вам понравилось наше занятие и я вас заинтересовала. Я очень рада буду видеть вас в своем клубном объединении «Расти здоровым». На этом занятие наше окончено. До свидания, до новых встреч.