Тема: о чем рассказывают гербы и эмблемы?
Цель: познакомить учащихся с основными частями классического герба, его символическим значением цвета и формы.
Задачи.
- Научить составлять композицию герба, по правилам, соблюдая символические аспекты цвета и формы.
- Развивать творческий интерес, познавательную активность.
- Воспитывать любовь к Родине, ее культуре, чувство гражданской ответственности за свое отечество.
Оборудование и материалы:
Для учителя: проектор, экран, презентация к уроку, “билеты”, работы учащихся.
Для учащихся: альбом, краски, карандаши.
Литературный и музыкальный ряд: текст Гимна России, музыка Гимна России.
План урока.
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Постановка художественной задачи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока.
- Уборка рабочих мест
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа
Сегодня мы отправимся на несколько столетий назад, в эпоху балов, королей, принцесс, рыцарских турниров, благородных дам и именитых людей. (слайд 1-2)
Чтобы нам совершить удачное путешествие у каждого из вас есть пропуск, который необходимо заполнить, слушая рассказ учителя, просматривая презентацию, а так же пользуясь таблицей в папке, на парте. В конце урока пропуск необходимо сдать учителю, для получения отметки о прибытии из эпохи средних веков. (слайд 3)
Тогда, в средние века люди старались отличится всем: титулом, знатной фамилией, подвигами во имя прекрасной дамы, смелостью и рыцарством. И именно с этих незапамятных времен мы, подобно им стремимся отличаться, по фамилии, по флагу страны, по гербам городов, стран.
А знаете ли вы, что такое герб?
(Ответы детей)
Согласно толкованиям, которые дают нам словари гербы-это:
- род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду и пр.
В. Даль. Толковый словарь живого
великорусского языка
С.И.Ожегов. Словарь русского языка
(слайд 4)
Язык на котором говорят гербы, сложный, он ведет рассказ не словами, а символами
Рыцарские гербы на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы.
Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции.
Создание и изучение гербов называется – геральдикой.
Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах.
(слайд 5)
Герольды разработали собственный язык для описания гербов.
Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки “ординариями”. Изобразительные символы на щите герба названы “загрузкой”. (слайд 6)
Герб одобренный герольдом, рыцарь мог передать своему сыну. К этому гербу сын добавлял ещё несколько символов. Постепенно гербы усложнялись. Первые гербы были очень простыми. Крест показывал, что рыцарь был крестоносцем. Лев подчёркивал смелость рыцаря. Эти символы хотели носить многие, поэтому герольды придумали много видов крестов. А львы изображались в разных позах: лежащие, идущие, вставшие на дыбы. Каждой части герба дали своё название. Так было легче составлять описание герба. Главный знак - поле, разделённое на части. Некоторые рыцари были монахами. Орден госпитальеров ухаживал за больными, а орден Храмовников защищал паломников в Святую Землю. Эмблема рыцаря, его герб, изображались на щите, флажке, шлеме, плаще и попоне лошади (слайд 7-8)
Такие знаки отличия использовали рыцари. А сейчас мы перенесемся уже в современную Россию. Скажите, а какие знаки отличия есть у нашей страны? (слайд 9-11)
Флаг, гимн, герб.
Основой всякого герба является щит, как поле для изображения эмблемы. У вас в папках есть формы щитов, которые вы можете выбрать, когда будете работать над своими гербами. (слайд 12)
В гербе каждая часть и фигура о чем-то говорят. Даже цвет герба – имеет сове значение. У вас в папках и на экране вы можете познакомиться с этими значениями. (слайд 13-14)
Если нет возможности по разным причинам передать тот или иной цвет, используют графические обозначения цвета. (слайд 15)
Как и в эпоху средних веков есть главенствующий человек, а есть и те, кто ему подчиняется, так и в геральдике – есть приоритетные символы, есть второстепенные. (слайд 16-17)
Ест так же негеральдические символы, которые использовались в авторских, фамильных гербах. Там уже вместо крестов, полос, точек используются рисунки. (cлайд 18)
Теперь рассмотрим конструкцию герба конкретно.
Герб в своей структуре содержит Корону, намет, щит, щитодержатель, девиз.
А так же есть более сложные по строению гербы, в составе которых есть корона, шнурки, шлем, щитодержатель, мантия, щиток, щит, девиз. (слайды 19-21)
Упражнение. Давайте с вами рассмотрим гербы, и попробуем определить их значения. (слайд 22)
А теперь давайте рассмотрим герб нашего города и опреелим сиволичесоке значение фигур и цветов. (слайд 23)
3. Постановка художественной задачи.
Ваша задача заключается в том, чтобы изобразить герб своего класса, своей семьи, или школы. Подумать над девизом, и написать короткие сообщения о совеем гербе, где расшифруете значения образов. (cлайд 24)
Сейчас мы вернемся в наше время и рассмотрим работы других детей. (слайд 25-29)
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов урока. (слайд 30)
6. Уборка рабочих мест.
Билет на рыцарский турнир
1. Герб это______________________
________________________________
________________________________
2. Герольд это ___________________
_________________________________
_________________________________
3. Геральдика это__________________
_________________________________
_________________________________
4. Какое значение у цветов Российского флага?
Белый_____________________________
__________________________________
Синий_____________________________
___________________________________
Красный___________________________
__________________________________
5. Краткое изречение, отражающее суть и идею
герба, называется
_________________________________