Основная цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий средневековой Европы.
Задачи урока:
1) обучающая – сформировать представление о рыцарях, их занятиях, образе жизни, познакомить с понятиями “рыцарь”, “геральдика”;
2) развивающая – развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление, познавательный интерес и познавательную активность;
3) воспитывающая – воспитывать интерес и любовь к истории.
Оформление и оснащение урока.
На доске:
- Плакат с темой урока.
- Плакат с “лентой времени”.
- Плакат с кластером.
Материал для работы учащихся на партах:
- Буклет “Средние века”.
- Макет “Замок”.
- Раздаточный материал: условные обозначения для гербов и гербы, план замка.
- Учебник “Мир вокруг нас” А.Плешаков. 4 класс, ІІ часть.
Техническое оснащение:
- Компьютер и мультимедийный проектор. (Презентация.)
- Магнитофон. (Аудиозапись.)
Ход урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
І. Организационный момент. |
1 мин. | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. – Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового. |
||
ІІ. Актуализация полученных знаний. |
1 мин. | – История – это процесс развития,
её можно сравнить с неудержимым движением
вперёд. – Понаблюдаем, как это происходит. Обратимся к “ленте времени”. – С какими историческими эпохами вы познакомились на предыдущих уроках? ( Первобытный мир, Древний мир.) – Чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете эти эпохи, проведём “аукцион знаний”. Одна группа называет приметы Первобытного мира, а другая – Древнего мира. – Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо знаете и Первобытную эпоху и эпоху Древнего мира. Но ведь на этом история не заканчивается, она продолжается. И мы сегодня продолжим путешествие по “ленте времени”. |
Рассматривание “ленты времени”. Работа в группах, ответы учащихся. |
Воспроизводящая беседа. |
ІІІ. Изучение нового материала. |
10 мин. | – Хочу пригласить вас сегодня в средние
века. Тема нашего сегодняшнего урока: “Средние
века: время рыцарей и замков”. Эпоха
Средневековья скрывает много тайн, которые
предстоит нам открыть сегодня на уроке. – Итак, Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать? – Сегодня мы постараемся ответить на все поставленные вами вопросы. |
Слайд 1. Звучит средневековая музыка. Коллективное составление кластера. Фронтальная работа. |
|
1) Когда это было? – Средние века охватывают 12 столетий: с середины 5 века до конца 15 века. Давайте отметим этот временной промежуток на “ленте времени”. 2) Кто жил? – В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим. |
Работа с “лентой времени” в буклете. Приложение 1. | Показ временного промежутка на “ленте времени” на доске. | ||
– Кто же такой рыцарь? Ваше мнение. ( Рыцарь – это смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.) – Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феода. |
Ответы учащихся. | Слайд 2. Вопрос. Кто такой рыцарь? Слайд 3. Ответ. Работа с понятиями. |
||
– Как вы думаете, кто мог стать рыцарем?
Женщина могла? А мужчина? Какой мужчина – богатый или бедный? – Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей. 3) Как жили? |
Ответы учащихся. | Слайд 4.Вопрос. Кто мог стать рыцарем? Слайд 5. Ответ. |
||
– Для того, чтобы стать настоящим
воином – рыцарем, требовалось много времени и
сил. – А как воспитывали воина – рыцаря? Послушаем сообщение. – А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Как, вы, считаете, это достоинство или недостаток рыцарей? А можно ли в настоящее время представить себе такого рыцаря? – Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Как вы думаете, что это за наука? – Это наука геральдика. Приложение. – Посмотрите на разнообразные гербы рыцарей. – Как вы считаете, в каких жизненных ситуациях рыцарю мог пригодиться герб? Например, – на войне, ведь лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу; – на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей. |
Сообщение ученика.
Ответы учащихся. |
Слайд 6. Воспитание рыцаря. Слайд 7. Геральдика. Работа с понятиями. Слайд 8. Гербы. |
||
– А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли
мы с вами одолеть эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине? – Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа. ‹Рисунок 1› ‹Рисунок 2› ‹Рисунок 3› |
Работа в группах. | Творческое задание. | ||
IV. Физкультминутка. |
1 мин. | Плывя по “ленте времени”, От древности до наших дней, Мы видим славных рыцарей, И замки, и коней. Тишина стоит вокруг, Вышли рыцари на круг, Шлем одев, закрыв забрало, Выхватив из ножен меч, Стал рубить врага он с плеч, После боя, славный рыцарь, Положив и щит, и меч, Сделав вдох и выдох длинный, Отдохнуть решил присесть. |
||
V. Изучение нового материала (продолжение). |
11 мин. | 4) Где жили? – Из средних веков к нам пришло высказывание: “Мой дом – моя крепость”. Что же это за дом – крепость, в которой жили рыцари? (Замок.) – Посмотрите на замки, в которых жили рыцари. – А теперь, я предлагаю вам поработать самостоятельно. |
Слайд 9. “Мой дом – моя крепость” | |
1) Прочитайте по учебнику “Мир вокруг
нас” на с.18-19 описание замка. 2) Рассмотрите план замка и части, из которых он состоит. |
Самостоятельная работа. | Слайд 10. Замки. Слайд 11. План замка. |
||
Первая группа: показать на
макете замка его составные части.
‹Рисунок 4› Вторая группа: отвечает на вопрос в буклете. Представьте, что вы владелец замка, ваше жилище пытаются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников? – Почему так , расставили бы воинов? |
Работа в группах. Ответы учащихся. Работа с буклетом. Ответы учащихся. |
|||
5) Чем занимались? – Подумайте: почему рыцари должны были защищать свой замок? (Потому что основным занятием рыцарей в Средневековье была война.) – Что же было необходимо рыцарю, чтобы быть хорошим воином? (Вооружение.) – Посмотрите в буклете и назовите вооружение рыцаря. – А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. – Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны, вы узнаете, сложив картинки. ‹Рисунок 5› ‹Рисунок 6› ‹ Рисунок 7› |
Самостоятельная работа с буклетом. Работа в группах. Составление картинок.
|
Слайд 12. Война. Слайд 13. Вооружение рыцаря. |
||
– Посмотрите на слайдах картинки,
которые должны были у вас получиться. 1) Турнир.– Что вы знаете о турнирах? Послушаем сообщение. 2) Охота. Послушаем сообщение. 3) Пир. Послушаем сообщение. – Назовите основные занятия рыцарей. В этом вам поможет буклет. – А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. |
Сообщения учащихся.
Ответы учащихся. |
Слайды14-16. Турнир. Пир. Охота. Слайд17. Занятия рыцарей. |
||
– Средневековье – это красивая эпоха,
оставившая яркий след в истории. Ни одна
историческая эпоха не проходит бесследно, есть
что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее
время. Например, правила этикета. 1) Обычай снимать шапку, когда входишь в дом. Почему? 2) Обычай – здороваясь, снимать перчатки. Почему? |
Ответы учащихся. | Проблемный вопрос. Проблемный вопрос. |
||
VІ. Рефлексия. |
3 мин. | – В течение урока мы с вами смогли
ответить на все поставленные вопросы и многое
узнать о жизни в средние века. Но история на этом
не заканчивается, и на следующих уроках вам
предстоит познакомиться с историей Нового
времени и Новейшего времени. – Что же запомнилось и понравилось вам сегодня на уроке? – Какие сделали для себя открытия? – Что узнали нового? |
Ответы учащихся. | Слайд 18. Итог. |
VІІ. Итог урока. |
3 мин. | Выставление оценок. Домашнее задание из буклета творческого характера по группам: 1) составить герб семьи, 2) ознакомиться с историческим источником и ответить на вопросы к нему. Конечно, эпоха средневековья очень яркая и красивая. Но самым ярким пятном в истории Средневековья и в жизни рыцаря был обряд “Посвящение в рыцари”. Каждый рыцарь должен был обязательно следовать “Кодексу рыцарской чести”. – А закончить наш урок я предлагаю тоже посвящением. Но обряд этот будет современным. – Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари. Девочки начнут посвящение со слов: “Будь …”. (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…) |
Посвящение девочками мальчиков в рыцари. | Слайд 19-20. Посвящение в церкви.
Посвящение знатным сеньором. Слайд 21. Кодекс рыцарской чести. Слайд 22. Клятва рыцарей. Звучит средневековая музыка. |
Клянитесь рыцарями быть И рыцарство в борьбе добыть ! Долой и латы, и забрало ! Мы – рыцари добра – И в этом наша слава ! – Итогом нашей совместной творческой работы является наш буклет. Это визитная карточка Средневековой эпохи. Пусть он напоминает вам о нашем сегодняшнем уроке и служит вам в качестве закладки в вашем учебнике. |
Клятва мальчиков. |