Слайды №1, 2, приложение.
Новый образовательный стандарт – это документ, определяющий систему требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, который устанавливает основные параметры и рамки для планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижений.
- Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании » и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Слайд№3, приложение.
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве основного результата начального образования выступает, как говорил Ш.А.Амонашвили, «профессиональный ученик».
С этой целью начальная школа призвана решить ряд важнейших задач, среди которых создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает освоение младшими школьниками не только системы опорных знаний и умений, но и успешное их включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, развивать способность к сотрудничеству.
Поэтому и основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода. А «Обучать деятельности, по мнению А.А.Леонтьева – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства , ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки». А.А.Леонтьев.
Особенность нового стандарта заключается в том, что он принципиально отказывается быть стандартом всеобщего минимума и становиться стандартом индивидуального максимума, проще говоря – стандартом развития. Авторский коллектив Стандарта не рассматривает стандарт как некую «программу программ», содержащую минимальный набор знаний, умений и навыков по отдельным предметам, а видит его назначение в жестком закреплении условий самостоятельной деятельности участников образования. Образовательный стандарт становится инструментом опережающего развития как системы образования в целом, так и каждого из ее участников.
Слайды №4, 5, приложение.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД).
Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Для УУД предусмотрена отдельная программа-программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе- ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных средств указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательной программе столичных образовательных учреждений.
Фактически этот стандарт отвечает на вызов Л.С. Выготского: о том, что «педагогика должна быть ориентирована не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
В новом стандарте указаны виды деятельности и описаны действия, которыми может овладеть ребенок в ходе обучения в начальной школе.
Принципиально важным становится стандартизация результатов образования в виде перечней предметных компетентностей (групп умений), ключевых компетентностей, социального опыта, их связи с предметными умениями и фиксации требований обязательного учета динамики РАЗВИТИЯ и оценки достижений школьников во всех областях.
Слайд № 6, приложение.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших новую образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися УУД;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Слайды №7, 8, приложение.
Результаты освоение Основной образовательной программы (ООП) предлагается рассматривать комплексно через:
- оценку предметных грамотностей (языковой, математической, технологической, социально-гражданской, визуально-художественной, духовно-нравственной, грамотности в окружающем мире собственного здоровья, безопасности и благополучия), которые трактуются не как совокупность знаний, умений и навыков по отдельным учебным дисциплинам, а как уровни освоения предметных средств и способов действия, позволяющих выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи;
- оценку ключевых компетентностей (информационно-коммуникационной, учебной (образовательной), эстетско-технологической, компетентности в решении проблем и взаимодействия) в решении учебных и практических задач;
- педагогическую характеристику социального опыта, который обучающиеся приобретают, участвуя в общественно-полезной практической деятельности.
Образовательный стандарт определяет компетентность – как один из инструментов опережающего развития всех участников образовательного процесса – и учителя , и ученика.
Итак, предлагаемый Стандарт для ребенка, педагога, образовательного учреждения - есть стандарт опережающего развития – своеобразное «место для шага вперед».
Добиться нового качества современного образования можно только при кардинальном изменении условий, необходимых для реализации новых результатов.
Слайд №9, приложение.