Урок русского языка по теме "Времена глагола". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ход урока

1. Организационная часть урока.

Весёлый звонок заливается,
На уроки все собираются.
Спокойно места занимают
И к работе своей приступают.

Приложение. Слайд 1-2

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с глаголом. А вот что нового о глаголе мы узнаем сегодня , вы расскажете в ходе урока сами.

3. Минутка чистописания.

(Учитель напоминает учащимся о правильной посадке во время письма, о положении тетради, учебников, ручки.)

Развитие моторики.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.

Учащиеся произносят слова и подготавливают руки для работы.

- Какие буквы записаны в строке?

Учащиеся отвечают: г а л о г л.

- Запишите правильно чередование этих букв, а затем получившееся слово.

Учащиеся записывают слово – глагол.

- Какое слово получилось?

Слайд 3

Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- Что называется глаголом?

Познавательный материал о глаголе (индивидуальное задание). Сообщает ученик:

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.

4. Введение в тему урока.

Слайд 4.

Глагол:

  1. Часть речи.
  2. Действие предмета.
  3. Что делает? Что делал?
  4. Что сделает? Что сделают?

Игра «Найди глаголы». Я буду называть группы слов, а вы должны выписать только глаголы:

  1. Старый, старушка, стареет.
  2. Варёный, сварила, варенье.
  3. Свет, светлый, засветит.
  4. Поёт, пение, певун.

1 ученик работает индивидуально (выполняет задание на обратной стороне доски), а остальные учащиеся пишут глаголы в тетрадях.

- Зачитайте глаголы.

Учащиеся зачитывают: стареет, сварила, засветит, поёт.

- Подумайте, в одно ли время происходит действие?

Нет, действие предмета происходит в разное время.

- Как же будет звучать тема нашего урока?

Время глагола.

- Какие времена глагола вы знаете?

Учащиеся отвечают. Если затрудняются, то прочитывают сведения на экране.

5. Работа над новой темой урока.

Слайд 5

Время глагола.

  1. Настоящее время.
  2. Прошедшее время.
  3. Будущее время.

- Как вы думаете, какое действие предмета обозначают глаголы настоящего времени?

- На какие вопросы отвечает?

Учащиеся рассуждают. Одновременно на экране появляется сообщение о настоящем времени глагола.

Слайд 6

Настоящее время.

Действие предмета происходит в момент речи. Что делаю? Что делает? Сейчас.

Учащиеся читают и запоминают новые сведения о глаголе настоящего времени.

Слайд 7

Назови действия предмета в настоящий момент (появляются две картинки).

Учащиеся называют к этим картинам глаголы, которые обозначают действие предмета в настоящий момент.

Слайд 8

Появляются глаголы: берёт, растёт, держит, крутит, цветут, стоят.

- Поставь вопросы к глаголам.

- Какое слово – помощник для проверки можно поставить?

Учащиеся работают с учителем по следующим вопросам. Что делает? Что делают? Сейчас.

- Найди глаголы с безударной гласной, проверяемой ударением.

Цветут, стоят.

- Как проверить безударные гласные в корне слова?

Безударные гласные в корне слова проверяем ударением.

- Запиши глаголы в тетрадь, подчеркни орфограммы.

Учащиеся записывают слова в тетрадь.

- Образуй от глаголов держит и крутит глаголы прошедшего времени.

Держал, держала, крутил, крутила.

- Что интересного вы заметили?

- Какое действие предмета обозначают глаголы прошедшего времени?

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Рассуждения детей. Одновременно появляется текст на экране.

Слайд 9

Прошедшее время.

Действие предмета, которое происходило в прошлом. Что делал? Что делала? Уже прошло.

Слайд 10

Появляется бабочка.

- Что делала, сделала бабочка?

Учащиеся называют действия бабочки.

Слайды 11-12

Познавательный материал о бабочках.

Индивидуальное задание. Сообщают ученики:

На земном шаре существует огромное количество бабочек. Их тело имеет очень яркую окраску. Оно украшено различными пятнышками, чёрточками, полосками.

Названия у них тоже очень интересные:

Павлиноглазки, Адмиралы, Монархи, Кавалеры.

Кавалер или Ласточкин хвост. На ярко окрашенных крыльях Кавалера имеются хвостообразные выросты (хвосты). Крылья такой формы помогают бабочке отвлекать внимание хищников.

У бабочек очень хороший нюх (обоняние).

Они чувствуют запах цветов за многие сотни метров и летят к цветам за нектаром.

Слайд 13

Появляются слова: замахала, прилетела, закружила, присела, расправила.

- Докажи, что это глаголы прошедшего времени.

- Объясни орфограмму в словах.

Учащиеся отвечают на вопросы, ставят вопросы к глаголам. (Что сделала?)

Безударные гласные в корне слова проверяем ударением.

Замахала – машет, прилетела – прилёт.

- Какой суффикс всегда имеют глаголы прошедшего времени?

Суффикс – л -.

- Запиши глаголы, выдели суффикс.

Учащиеся записывают глаголы, выделяют суффикс.

- Какую временную форму имеют эти глаголы?

Эти глаголы имеют форму прошедшего времени.

- Образуйте от этих глаголов глаголы будущего времени.

Рассуждения детей и составление слов.

- Подумайте, какое действие предмета обозначают глаголы будущего времени?

Рассуждения детей и одновременно на экране появляется сообщение по теме урока.

Слайд 14

Будущее время.

Действие предмета, которое только ещё будет происходить. Что будет делать? Что сделает? Сделает когда-то.

- Какие глаголы составили? Запишите их по памяти: замашет, прилетит, закружит, присядет, расправит.

Учащиеся по памяти записывают глаголы будущего времени, а затем проверяют написанное.

- Проверяем работу, подчеркни орфограммы в словах.

Учащиеся самостоятельно подчёркивают орфограммы в словах.

Слайд 15

Вывод.

Учащиеся делают вывод по теме урока. На экране появляются ответы учащихся.

Как определить время глагола?

  1. Время глаголов определяем по вопросам.
  2. У глаголов прошедшего времени есть постоянный суффикс –л-.
  3. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам

Физкультурная минутка.

(Направлена на снятие усталости с глаз.)

6. Закрепление полученных знаний.

Слайд 16

Определите время глагола.

Учащиеся работают по таблице.

Хлопочет опустели
Несётся пожалеет
Сказали заблестела
Побежала откроет
Плывёт будет думать
Боится каркает
Засветит уложил

Учащиеся работают по рядам: 1 ряд – выписывает глаголы настоящего времени; 2 ряд – прошедшего времени; 3 ряд – будущего времени.

- Проверяем работу.

- Подчеркните орфограммы в словах.

Учащиеся зачитывают выписанные глаголы, подчёркивают орфограммы.

Слайд 17

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Светил стрекотал
Оторвал заливал
Кружил тянул
Освещал собирал

Учащиеся работают по вариантам. 2 ученика работают индивидуально (выполняют задание на обратной стороне доски).

- Взаимопроверка работы.

Учащиеся проверяют работу друг у друга.

--- Сейчас закрепим умение правильно употреблять глаголы в предложениях.

Слайд18

Вставь в предложения подходящие глаголы: срывает, запорошила, крутится, завалила.

  1. Зима … снегом поля, … сугробами луга.
  2. Ветер … в верхушках деревьев, … последние листья.

Дети подбирают подходящие по смыслу глаголы, а потом записывают в тетрадь. Девочки списывают 1 предложение, мальчики – 2 предложение.

Слайд 19

Проверяем работу.

Объясняют для всего класса, индивидуально вызванные ученики.

  1. Зима запорошила поля, завалила сугробами луга.
  2. Ветер крутится в верхушках деревьев, срывает последние листья.

- Подчеркните в предложениях грамматическую основу.

- Определите время глаголов.

Вывод: как определяли время глаголов?

7. Самостоятельная работа в парах.

- Внимательно прочитайте глаголы, сосчитайте их. Определите время глаголов.

Постройте график. Даю учащимся карточки с заданием (6 вариантов).

Учащиеся рассказывают правила друг другу шепотком (работа устная в парах).

Дети в игровой форме повторяют изученный материал и строят график.

Слайд 20

Проверь график (на слайде дан график).

Учащиеся по данному слайду проверяют работу.

Вывод: какие правила надо помнить, чтобы определить время глагола?

Учащиеся вспоминают полученные знания и отвечают на вопрос учителя.

Слайд 21

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение,
Нам с тобой он служит,
И с частями речи очень крепко дружит.

8.Домашнее задание (объясняется).

  • Страница 66, упражнение 34, правила.

9. Итог урока.

Комментирование отметок за урок.

Учащиеся дают дневники для отметки учителю.

- Чему научились сегодня на уроке?

Ответы детей.

Слайд 22

Спасибо! Молодцы!