Ход урока
1. Организационная часть урока.
Весёлый звонок заливается,
На уроки все собираются.
Спокойно места занимают
И к работе своей приступают.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке продолжаем знакомиться с глаголом. А вот что нового о глаголе мы узнаем сегодня , вы расскажете в ходе урока сами.
3. Минутка чистописания.
(Учитель напоминает учащимся о правильной посадке во время письма, о положении тетради, учебников, ручки.)
Развитие моторики.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Учащиеся произносят слова и подготавливают руки для работы.
- Какие буквы записаны в строке?
Учащиеся отвечают: г а л о г л.
- Запишите правильно чередование этих букв, а затем получившееся слово.
Учащиеся записывают слово – глагол.
- Какое слово получилось?
Слайд 3
Что для меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- Что называется глаголом?
Познавательный материал о глаголе (индивидуальное задание). Сообщает ученик:
Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Глагол – это одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
4. Введение в тему урока.
Слайд 4.
Глагол:
- Часть речи.
- Действие предмета.
- Что делает? Что делал?
- Что сделает? Что сделают?
Игра «Найди глаголы». Я буду называть группы слов, а вы должны выписать только глаголы:
- Старый, старушка, стареет.
- Варёный, сварила, варенье.
- Свет, светлый, засветит.
- Поёт, пение, певун.
1 ученик работает индивидуально (выполняет задание на обратной стороне доски), а остальные учащиеся пишут глаголы в тетрадях.
- Зачитайте глаголы.
Учащиеся зачитывают: стареет, сварила, засветит, поёт.
- Подумайте, в одно ли время происходит действие?
Нет, действие предмета происходит в разное время.
- Как же будет звучать тема нашего урока?
Время глагола.
- Какие времена глагола вы знаете?
Учащиеся отвечают. Если затрудняются, то прочитывают сведения на экране.
5. Работа над новой темой урока.
Слайд 5
Время глагола.
- Настоящее время.
- Прошедшее время.
- Будущее время.
- Как вы думаете, какое действие предмета обозначают глаголы настоящего времени?
- На какие вопросы отвечает?
Учащиеся рассуждают. Одновременно на экране появляется сообщение о настоящем времени глагола.
Слайд 6
Настоящее время.
Действие предмета происходит в момент речи. Что делаю? Что делает? Сейчас.
Учащиеся читают и запоминают новые сведения о глаголе настоящего времени.
Слайд 7
Назови действия предмета в настоящий момент (появляются две картинки).
Учащиеся называют к этим картинам глаголы, которые обозначают действие предмета в настоящий момент.
Слайд 8
Появляются глаголы: берёт, растёт, держит, крутит, цветут, стоят.
- Поставь вопросы к глаголам.
- Какое слово – помощник для проверки можно поставить?
Учащиеся работают с учителем по следующим вопросам. Что делает? Что делают? Сейчас.
- Найди глаголы с безударной гласной, проверяемой ударением.
Цветут, стоят.
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
Безударные гласные в корне слова проверяем ударением.
- Запиши глаголы в тетрадь, подчеркни орфограммы.
Учащиеся записывают слова в тетрадь.
- Образуй от глаголов держит и крутит глаголы прошедшего времени.
Держал, держала, крутил, крутила.
- Что интересного вы заметили?
- Какое действие предмета обозначают глаголы прошедшего времени?
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
Рассуждения детей. Одновременно появляется текст на экране.
Слайд 9
Прошедшее время.
Действие предмета, которое происходило в прошлом. Что делал? Что делала? Уже прошло.
Слайд 10
Появляется бабочка.
- Что делала, сделала бабочка?
Учащиеся называют действия бабочки.
Слайды 11-12
Познавательный материал о бабочках.
Индивидуальное задание. Сообщают ученики:
На земном шаре существует огромное количество бабочек. Их тело имеет очень яркую окраску. Оно украшено различными пятнышками, чёрточками, полосками.
Названия у них тоже очень интересные:
Павлиноглазки, Адмиралы, Монархи, Кавалеры.
Кавалер или Ласточкин хвост. На ярко окрашенных крыльях Кавалера имеются хвостообразные выросты (хвосты). Крылья такой формы помогают бабочке отвлекать внимание хищников.
У бабочек очень хороший нюх (обоняние).
Они чувствуют запах цветов за многие сотни метров и летят к цветам за нектаром.
Слайд 13
Появляются слова: замахала, прилетела, закружила, присела, расправила.
- Докажи, что это глаголы прошедшего времени.
- Объясни орфограмму в словах.
Учащиеся отвечают на вопросы, ставят вопросы к глаголам. (Что сделала?)
Безударные гласные в корне слова проверяем ударением.
Замахала – машет, прилетела – прилёт.
- Какой суффикс всегда имеют глаголы прошедшего времени?
Суффикс – л -.
- Запиши глаголы, выдели суффикс.
Учащиеся записывают глаголы, выделяют суффикс.
- Какую временную форму имеют эти глаголы?
Эти глаголы имеют форму прошедшего времени.
- Образуйте от этих глаголов глаголы будущего времени.
Рассуждения детей и составление слов.
- Подумайте, какое действие предмета обозначают глаголы будущего времени?
Рассуждения детей и одновременно на экране появляется сообщение по теме урока.
Слайд 14
Будущее время.
Действие предмета, которое только ещё будет происходить. Что будет делать? Что сделает? Сделает когда-то.
- Какие глаголы составили? Запишите их по памяти: замашет, прилетит, закружит, присядет, расправит.
Учащиеся по памяти записывают глаголы будущего времени, а затем проверяют написанное.
- Проверяем работу, подчеркни орфограммы в словах.
Учащиеся самостоятельно подчёркивают орфограммы в словах.
Слайд 15
Вывод.
Учащиеся делают вывод по теме урока. На экране появляются ответы учащихся.
Как определить время глагола?
- Время глаголов определяем по вопросам.
- У глаголов прошедшего времени есть постоянный суффикс –л-.
- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам
Физкультурная минутка.
(Направлена на снятие усталости с глаз.)
6. Закрепление полученных знаний.
Слайд 16
Определите время глагола.
Учащиеся работают по таблице.
Хлопочет | опустели |
Несётся | пожалеет |
Сказали | заблестела |
Побежала | откроет |
Плывёт | будет думать |
Боится | каркает |
Засветит | уложил |
Учащиеся работают по рядам: 1 ряд – выписывает глаголы настоящего времени; 2 ряд – прошедшего времени; 3 ряд – будущего времени.
- Проверяем работу.
- Подчеркните орфограммы в словах.
Учащиеся зачитывают выписанные глаголы, подчёркивают орфограммы.
Слайд 17
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Светил | стрекотал |
Оторвал | заливал |
Кружил | тянул |
Освещал | собирал |
Учащиеся работают по вариантам. 2 ученика работают индивидуально (выполняют задание на обратной стороне доски).
- Взаимопроверка работы.
Учащиеся проверяют работу друг у друга.
--- Сейчас закрепим умение правильно употреблять глаголы в предложениях.
Слайд18
Вставь в предложения подходящие глаголы: срывает, запорошила, крутится, завалила.
- Зима … снегом поля, … сугробами луга.
- Ветер … в верхушках деревьев, … последние листья.
Дети подбирают подходящие по смыслу глаголы, а потом записывают в тетрадь. Девочки списывают 1 предложение, мальчики – 2 предложение.
Слайд 19
Проверяем работу.
Объясняют для всего класса, индивидуально вызванные ученики.
- Зима запорошила поля, завалила сугробами луга.
- Ветер крутится в верхушках деревьев, срывает последние листья.
- Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
- Определите время глаголов.
Вывод: как определяли время глаголов?
7. Самостоятельная работа в парах.
- Внимательно прочитайте глаголы, сосчитайте их. Определите время глаголов.
Постройте график. Даю учащимся карточки с заданием (6 вариантов).
Учащиеся рассказывают правила друг другу шепотком (работа устная в парах).
Дети в игровой форме повторяют изученный материал и строят график.
Слайд 20
Проверь график (на слайде дан график).
Учащиеся по данному слайду проверяют работу.
Вывод: какие правила надо помнить, чтобы определить время глагола?
Учащиеся вспоминают полученные знания и отвечают на вопрос учителя.
Слайд 21
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Он лицо имеет, время,
Вид, залог и наклонение,
Нам с тобой он служит,
И с частями речи очень крепко дружит.
8.Домашнее задание (объясняется).
- Страница 66, упражнение 34, правила.
9. Итог урока.
Комментирование отметок за урок.
Учащиеся дают дневники для отметки учителю.
- Чему научились сегодня на уроке?
Ответы детей.
Слайд 22
Спасибо! Молодцы!