Цель урока: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; развивать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание успеха; прививать любовь к русскому языку через устное народное творчество.
Класс предварительно поделен на 2 команды, каждой из которой было дано домашнее задание: придумать название команды, визитку, в которой должно непосредственно отражаться имя числительное (“Тридцать три богатыря”, “Тридевятое царство” и т.д.). Приглашены трое учащихся 8 класса для работы в жюри.
Ход урока
Сегодня, ребята, мы проведем с вами не необычный урок, а урок – КВН. Это значит, что от знаний и активности каждого из вас будет зависеть, победит ваша команда или нет. Как вы знаете, любой конкурс оценивает жюри. Позвольте мне вам их представить.
1. Первый конкурс – визитка.
2. Наш второй конкурс называется “Орфографическая минутка”. Под диктовку каждая команда должна правильно записать слова: однобокий, однообразный, двухместный, трехкратный, трехпроцентный, четырехэтажный, пятиведёрный, шестибалльный, восьмиклассник. В этом конкурсе, при правильном написании, вы имеете возможность набрать 9 баллов.
После первых двух конкурсов слово предоставляется жюри.
3. Чтобы выполнить третье задание, вам нужно вспомнить, когда употребляются собирательные числительные ОБА и ОБЕ. На доске записаны существительные на берегах, по сторонам, между девочками, к товарищам, на улицах, в домах, в комнатах, на окнах. Составьте с этими существительными и числительными ОБА, ОБЕ словосочетания. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 8.
4. Следующий конкурс называется “Фразеологическое лото”. Каждая команда получила карточки. В первой колонке написаны фразеологизмы с пропущенным числительным. Вам нужно определить, какое числительное пропущено поставить к нему стрелочку, а в последней колонке написать значение этого фразеологизма. Пока команды будут выполнять это задание, капитаны команд приглашаются к доске. Им предстоит просклонять числительные 365 и 653.
Фразеологизм | Слово | Значение |
Стричь под … гребенку Как … капли воды Все как … В … счета Палка о … концах Наговорить с … короба Заблудиться в … соснах Ни два ни … … пятниц на неделе Знать как свои … пальцев |
О двух Трех Одну Один Две Полтора Пять Семь Два Три |
После выполнения работы отдаются жюри. Пока оно выявляет победителя в этом конкурсе, проверяем, как капитаны просклоняли числительные. После чего жюри подводит итоги.
5. Следующий конкурс “Теоретический”. Команды по очереди отвечают на вопросы, если одна не знает, отвечает другая.
- Пятнадцать – это простое или составное числительное?
- На какие разряды по значению делятся числительные?
- Поставьте числительное ДВОЕ в Родительный падеж.
- В склонении каких числительных есть только две формы?
- Сорокоградусный или сорокаградусный мороз?
- Сколько Н в слове ОДИННАДЦАТЬ?
- Сколько Л в слове МИЛЛИОН?
- К какому разряду относится числительное ПОЛТОРА?
7. А перед нами новый конкурс, и называется он “Морфологический”. Вам раздали карточки, на которых записаны слова. Вам нужно определить часть речи каждого слова. За каждый правильный ответ вы получаете один балл.
Тройка, сотня, три, сто, десяток, удесятерить, пятак, пятерня, двое, первый, сдвоить, двойник, семидневный, удвоить.
8. Мы переходим к нашему последнему конкурсу “Творческие числа”. Вам нужно вспомнить загадки, а команде-сопернице нужно их отгадать, пословицы, названия произведений, в которых есть числительное. Выигрывает тот, кто больше вспомнит таких числительных в творчестве.
- Ребята, что больше всего вам в этом конкурсе понравилось?
- С какими затруднениями вы столкнулись?
- Какое задание для вас было самым легким?
В конце урока подводятся итоги, отмечаются самые активные учащиеся, выставляются оценки.