Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: Состав слова.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся через умение составлять слова, понятия слова, корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; - развивать орфографическую зоркость, умение определять части слова, подбирать слова по заданным схемам;
- воспитывать интерес к предмету, умение отстаивать свою точку зрения;
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас пройдёт урок "в пути".
2. Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите в учебник на странице 71. Что это за удивительный поезд на котором мы будем путешествовать? Почему части вагонов соединены цепями, а часть подвижным соединением?
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке?
- На этом уроке мы не просто будем разбирать слова по составу, а обобщим и систематизируем наши знания о частях слова.
3. Обобщение знаний.
- Какие части слова вам известны?
- Почему корень - главная часть слова?
- А какие понятия связаны с корнем?
- Образуйте от слова сад однокоренные слова.
- При помощи чего вы образовали эти слова, что помогло вам в этом?
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
4. Работа по образованию новых слов.
- Разобьёмся на два варианта. Задания: 1 вариант образует новые слова при помощи приставки от слов всегда, туда 2 вариант образует новые слова при помощи суффикса от слов аромат картина (два ученика работают на закрытой части доски) Проверка коллективная.
5. Самостоятельная работа.
Упражнение 198 выполняется самостоятельно по заданию в учебнике. Два ученика у доски.
- Докажите, что вы верно подобрали слова к заданным схемам.
6. Обобщение знаний.
- Выполняя задания, вы не отметили одну часть слова. Как называется эта часть?
- В чём отличие основы слова от корня?
- Как определить основу слова?
- Хорошо, а как определить окончание?
- Что такое окончание?
- Докажите что окончание служит лишь для связи слов в предложении.
- Приведите пример изменения формы слова .Насекомое, хозяйка, черёмуха
7. Работа по группам.
Игра "Собери слова". - При этом вы должны определить какие части слова вам представлены. груст груз ушк изб бел пере а на н лёт пере а к ый чик а ий ран по вагон Выступает та группа, которая выполнила задание первой. Разбор слов проходит совместно, с комментированием.
8. Систематизация знаний .
- В каком порядке разбирали слова по составу?
1. Читаем слово.
2. Изменяем его и определяем окончание.
3. Отделяем основу.
4. Находим корень, для этого подбираем однокоренные слова.
5. Находим и определяем приставку и суффикс, если они есть.
- Посмотрите в учебник соответствует ли наша схема схеме учебника?
- Давайте разберём по составу слово Наушники.
9. Итог урока.
- Для чего мы занимаемся составом слова?
- Какие части слова вам известны?
- Каково назначение каждой из частей слова?
Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же - в дневнике я и вжурнале.
- В списке вы мой обнаружите корень;
- Суффикс - в собрании встретите вскоре;
- В слове рассказ вы приставку найдёте;
- В целом - по мне на уроки пойдёте.
- Его корень в слове вязать,
- Приставка в слове замолчать,
- Суффикс в слове сказка,
- Окончание в слове рыба.