Разработка урока окружающего мира по теме "Природное сообщество. Озеро"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать представление о жизни пресного водоема - озера, как природного сообщества; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей природе.

1. Организационный момент.

Выступление синоптиков.

- Сегодня 17 февраля. Этот день считался одним из самых холодных дней в феврале.

Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый.

В феврале лютуют волки, а у медведицы в берлоге медвежата родятся. Солнышко веселее светит и дольше. Февраль 3 часа прибавит.

Сегодня: (рассказ синоптика о погоде).

2. Актуализация опорных знаний.

Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Знать хотят обо всем на свете.

На прошлых уроках мы вели разговор о лесе и луге как природных сообществ, составляли пищевые цепочки, кроссворды об обитателях этих сообществ.

3. Постановка проблемы.

На доске кроссворд. Игра "Узнай меня".

  1. Насекомоядное, всю жизнь проводящее в подземных коридорах (Крот).
  2. Косой бес поскакал в лес. (Заяц).
  3. Кормовая трава, если найти с четырьмя листьями - к счастью. (Клевер).
  4. Стоял на крепкой ножке, а теперь лежит в лукошке. (Гриб).
  5. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).

- Посмотрите внимательно на кроссворд и скажите тему нашего урока.

- Какова же тема? (Природное сообщество "Озеро").

- Какую цель мы поставим себе на уроке? Сегодня мы должны узнать о жизни озера, его обитателях, сделать вывод - является ли озеро природным сообществом.

4. Открытие новых знаний.

Велик и разнообразен мир озер. Некоторые из них такие огромные, что их за величину называют морями. - Сообщения детей об озерах.

Каспийское море - озеро является остатком древнего океана, является величайшим на Земле внутренним бессточным соленым озером.

Славное море - священный Байкал - необыкновенное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире.

Наши северные озера - остатки растаявшего ледника. Ладожское озеро, Онежское.

Текут по земле реки и ручейки, выбиваются из - под земли ключи и родники. Собирается их вода в какой - нибудь впадине, и образуется озеро. Озеро - это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем.

- Сегодня мы рассмотрим жизнь лесного озера.

В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различием в климате, высотой расположения озер над уровнем моря, неоднородностью почвы.

Берега озера не похожи на речные. Стоячая вода способствует образованию вокруг озера заболоченных участков. Поэтому вокруг озер встречается много болотной растительности. Растущие по берегам озер ольха и ива являются частью растительного мира озер.

Ясно утро. Тихо веет теплый ветерок.
Разноцветными огнями озеро блестит,
Окаймленное кустами молодых ракит.
И.С. Никитин "Утро на берегу озера"

(Справка. Ракита - народное название деревьев и кустарников рода ива)

Какую картину можно нарисовать, иллюстрируя отрывок из стихотворения? Закройте глазки, мысленно представьте, что вы сидите на берегу озера. На каком? Что видите? Пофантазируйте и расскажите нам. (Ответы детей.)

Велик и разнообразен мир водоемов. Живые организмы в озере объединены друг с другом и с неживой природой множеством связей. Купаясь, вы, наверное, наступали на скользкие камни, покрытые зеленым налетом. - Кто знает, что это за налет? - Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения, поселившись в озере, начинают расти и размножаться, образуя зеленую массу.

- Откуда берет минеральные вещества эта масса? - Она берет из воды и ила на дне водоема. Ил является хорошей почвой для растений. Стоячая вода способствует образованию ила на дне.

Озеро местами покрыто зеленым ковром - это ряска - самый крошечный цветок. Листьев у нее нет. Она состоит из пластинки и корешка, погруженного в воду. Ряску любят домашние птицы, а в высушенном виде - и домашние животные.

- Посмотрите на плакат.

  • Какие растения вам знакомы? Покажите на плакате.(Рогоз, тростник, камыш.).
  • Посмотрите внимательно на рогоз. Это растение ошибочно называют камышом.
  • Как отличить камыш? (У него вверху метелка.)
  • Какие еще растения вы можете назвать? (Лилии белые и желтые).
  • Это не точные названия. ( Сообщения учеников о кувшинке и кубышке)

Кувшинку в народе называют белой водяной лилией. Среди больших зеленых листьев, лежащих на воде, видны ее белоснежные, искрящиеся цветки. Белая кувшинка украшает множество озер, прудов. Ее можно увидеть и в тихих заводях рек.

Как вы думаете, почему это растение называют живыми часами, верным барометром?

Ответы детей. - Цветки белой кувшинки могут предсказывать погоду и время суток. Утром в ясную погоду около 7 - 8 часов утра цветок всплывает и раскрывается, вечером к 17 - 18 часам - закрывается, и плотный бутон опускается под воду. Если цветок вообще не появляется на поверхности воды, значит надо ждать ненастья. - Белая кувшинка - редкое и очень нежное растение. Растение погибает, когда рвут его цветки и листья.

- Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках.

Эти растения - кувшинка и кубышка - растут только в чистой воде.

Какую роль выполняют растения в водоеме?

(Растения являются пищей и домом для животных.)

А еще? (Вырабатывают кислород.)

Физминутка.

  • "Вертишейка"
  • "Плечики"

Продолжим наш разговор об обитателях водоемов, их великое множество, попробуйте угадать.

Животные пресных водоемов.

Ползает наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней. (Рак.)

Прыгает зверушка: не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.(Лягушка.)

  • Как отличить лягушку от жабы? (По иллюстрации дети находят различия: у жабы кожа бугристая, а у лягушки гладкая.)
  • Как отличить ужа от гадюки? (У ужа желтые пятна по бокам головы, а у гадюки на спине черная зигзагообразная полоса.)

Многие люди считают этих животных некрасивыми, но это не так: все они по - своему красивы.

- По присутствию каких животных определяется чистота водоема? Кто знает? ( Рака, лягушки, ужа.)

Бегает по воде, как на коньках, как бы меряя воду. (Водомерка.)

В воде живет, а плавать не умеет. (Водолюб.)

Работа с учебником.

Богат и разнообразен животный мир водоема. Познакомьтесь с ним поближе в учебнике на с. 50 - 53.

- Каких животных мы еще не назвали? ( Дети отвечают, рассматривая иллюстрации.)

Самостоятельно прочитайте в учебнике на с. 52 о животных водоема.

Физкультминутка.

Упражнения для глаз.

Что вы узнали в тексте о птицах? (Утки, кулики, чайки находят удобные места на берегу озера или в камышах и, не мешая друг другу, строят гнезда и выводят птенцов.)

- Какие млекопитающие обитают в водоемах? (В прибрежных водах обитают - ондатры, бобры, водяные крысы, выдры.)

- У родителей и деток

Вся одежда из монеток. Кто это? (Рыбы)

А какие рыбы водятся в наших пресных водоемах? ( Щука, карась, окунь, сом, плотва, ерш, уклейка, судак)

Какие из них хищные? (Щука, окунь, судак, ерш, сом.)

Про кого так говорят?

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

То, что щука - хищник, известно всем. В меню этой пресноводной рыбы входят головастики, лягушки, рыбы, небольшие птицы.

Она закусить может и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод? Как вы думаете?

(Добычей щуки в первую очередь становятся слабые, больные животные. Так хищница - щука помогает очистить водоем.)

Познакомиться со всеми обитателями водоема сегодня мы не сможем. Это вы можете сделать дома или в библиотеке. Интересные рассказы о них есть в книгах "Великан на поляне", "Зеленые страницы", в энциклопедиях, в Интернете, в справочниках.

(Выставка книг.)

5. Первичное закрепление.

- В природе все взаимосвязано.

В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Покажите на примерах, что они связаны между собой.

(Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука - карасями и др. примеры.)

  • Как живут все обитатели водоема? (Они живут сообща.)
  • Какой из этого можно сделать вывод? (Пресный водоем - это природное сообщество.)

 На доске - запись: "Природное сообщество "Озеро".

6. Работа в группах. Оценка результатов работы на уроке.

- В группах составьте цепи питания. (Даются карточки с названиями обитателей водоемов: рогоз, стрелолист, карась, щука, цапля, выдра, плотва, личинка стрекозы, головастики, окунь:

стрелолист - карась - щука

рогоз - плотва - цапля

головастики - личинка стрекозы - плотва

стрелолист - карась - выдра

Проверить цепи питания одной или двух групп.

- Молодцы!

Своими примерами вы доказали, что водоем - это природное сообщество.

(Можно дать другое задание: запишите в тетради две цепи питания, сложившиеся в водоеме.) (Взаимопроверка в парах.)

7. Рефлексия.

  • Что нового узнали на уроке? (Узнали, что пресный водоем, как лес и луг, является природным сообществом и как у любого природного сообщества основой пищевых цепей являются растения, а вершиной - хищники.)
  • Как работал каждый из вас? Сделайте вывод для себя.

Наше знакомство с озерами не закончено. Хотите узнать необычное, загадочное о них? Мы говорим о пресном озере, а есть еще и соленые озера. Есть озера - уникумы: "горящее" озеро, озеро чернил, озеро "кастрюля" и др.

Изучением озер занимаются лимнологи.