Формирование элементарных математических представлений в старшей группе "В гости к Матроскину в Простоквашино"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

1. Формировать умение рисовать точки и образующее линию множество точек.

2. Совершенствовать умение сосчитывать предметы, соотносить их количество с цифрой; определять форму предмета; умение ориентироваться в пространстве.

3. Воспитывать выдержку, терпение, желание помочь ближнему.

Материал: конверт с письмом; маленькие листы белой бумаги по количеству детей; карандаши по количеству детей; клей-карандаш; денежные знаки; билеты; окно "Касса"; плоскостные корзинки с фруктами и овощами; 3 средних обруча; плоскостное изображение геометрических фигур: треугольник, круг, прямоугольник; карточки-цифры; фонограмма музыкального произведения "Автобус".

Ход занятия

- Ребята, сегодня пришло письмо от кота Матроскина. Он пишет, что у него в Простоквашино, поспело много овощей и фруктов, и он очень просит вас помочь ему в сборе урожая, так как пес Шарик уехал в город к дяде Федору, а ему одному не справиться. Поможем?! (Дети соглашаются). Но вот беда, Матроскин не указал нам путь. Что же делать? Как же мы доберемся до Простоквашино? Надо составить план-карту. Для этого каждый из вас нарисует на маленьких листочках бумаги часть дороги. Затем мы сложим все эти части вместе, склеим их, и у нас получится план-карта, по которой мы сможем добраться до Простоквашино. Согласны? Тогда за дело!

- Вот здесь на столах лежат листочки и карандаши. На листочках поставлены 2-е точки: слева - начало пути, справа - конец пути. Вы должны поставить между этими точками свои точки и соединить их в линию, которая может быть и прямой и извилистой. Все поняли задание? Выполняйте! (Дети рисуют точки, соединяют их в линии, затем мы склеиваем все листочки между собой и получаем план-карту).

- Ну, вот, план-карта у нас на руках. Теперь мы должны с вами решить: на чем же мы поедем с вами в Простоквашино. Это деревня, где нет железной дороги, нет аэродрома и не ходят теплоходы. На чем же мы сможем туда добраться? Правильно, на автобусе. Для этого нам нужно приобрести что? Билеты. Возьмите деньги и пойдемте в кассу, где каждый из вас сможет купить себе билет. Билет стоит 7 рублей. (Дети находят среди денежных купюр нужную и идут покупать себе билет).На каждом билете написано число от 1 до 10.

- Все приобрели билеты? Ну, а теперь занимайте места согласно купленным билетам. Все сели? Ну-ка, поднимите руки те, кто сидит справа. А теперь те, кто сидит слева. Запомните, кто где сидит. Очень хорошо! Автобус отправляется.

Проводится музыкальное упражнение "Автобус" (физминутка).

- Вот мы и приехали в Простоквашино. (Нас встречает кот Матроскин и скорее спешит показать свой сад и огород). Ах, как много разных овощей и фруктов выросло у него. Надо их быстрее собрать.

- Дети, вы готовы помочь Матроскину? Тогда вперед, за работу. Дети, которые сидели справа, пойдут собирать овощи, а те, кто сидел слева, пойдут собирать фрукты. (Дети выполняют задание).

Матроскин хвалит детей: "Молодцы! А теперь давайте отдохнем, но чтобы вам не скучно было, я буду загадывать загадки об овощах и фруктах. Тот, у кого в корзинке отгадка, должен сосчитать сколько он собрал тех или иных фруктов или овощей и найти карточку с нужной цифрой. Все поняли? Тогда слушайте внимательно!"

Матроскин загадывает загадки: "Сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это?"

Дети догадываются, что это морковь, пересчитывают у себя в корзинке морковки и находят нужную карточку с цифрой.

"Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает" (лук).

"Сладкая, да крепкая, а зовусь я : (репкою). И т.д.

- Ребята, а где можно хранить овощи? ( В погребе). Все они лежат в погребе, в отсеках. Давайте же поможем Матроскину разложить все овощи и фрукты по отсекам. Послушайте внимательно, как это нужно сделать. В этот отсек (обруч) нужно положить те фрукты и овощи, которые по форме напоминают треугольник (клубника, малина, морковь, груша); в этот те, что по форме похожи на круг (яблоко, апельсин, лук, капуста); а сюда, овощи и фрукты прямоугольной формы (огурец, кабачок, баклажан). Посмотрите внимательно каждый в свою корзинку и выполняйте задание.

Матроскин радуется, хвалит детей: "Ну, молодцы! Вот так помощники! Все быстро сделали. (Дается оценка). Вот Шарик приедет и удивиться, как я быстро собрал урожай, да еще и в погреб сложил. Спасибо вам! А за работу я вас угощу яблочками из своего сада, сладкими, румяными. (Подает корзинку с яблоками). А теперь, вам пора домой. Пойдемте, я вас провожу до автобуса".

Дети идут к автобусу, прощаются с Матроскиным и занимают свои места в автобусе. Звучит фонограмма музыкального произведения "Автобус", дети выполняют движения по тексту. Возвращаются в детский сад.

- Ребята, понравилось вам у Матроскина в деревне? Не устали? Молодцы, вы отлично потрудились! А теперь отдыхайте и угощайтесь вкусными яблоками!

Занятие заканчивается.