Викторина "Азбука – к мудрости ступенька"

Разделы: Логопедия


Программное содержание

  • Закреплять материал групповых занятий по подготовке к обучению грамоте
  • Совершенствовать навыки чтения и печатания.
  • Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свою точку зрения.
  • Формировать познавательный интерес к обучению грамоте.
  • Воспитывать умение работать в коллективе сверстников и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия

Логопед: Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг возьмемся за руки закроем глаза и передадим ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта, пусть она сопровождает нас все занятие.

Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить все то, чему мы научились на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Для этого проведем викторину тема, которой будет русская народная пословица «Азбука – к мудрости ступенька».

Вас ждут интересные конкурсы и игры. Участвуют в викторине две команды – «Умники» и «Знайки». Все задания и игры находятся в этом красивом светящимся школьном портфеле (включается кнопка, портфель светится).

Выбрать жюри.

Конкурс 1 «Пословицы»

Логопед: Каждая команда читает выбранную пословицу и объясняет ее смысл.

  1. Без наук – как без рук.
  2. Красна птица опереньем, а человек ученьем.
  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  4. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
  5. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
  6. С книгой поведешься - ума наберешься.
  7. Учи показом, а не рассказом.

Логопед: Молодцы ребята, как важно учиться и много знать.

Конкурс 2 «Проделки деда Буквоеда»

(Раздается стук в дверь. Входит дед Буквоед.)

Дед Буквоед: Привет, привет.

Логопед: А ты кто?

Дед Буквоед: Я Дед Буквоед! Хочу посмотреть, чему вы научились, наверное, и букв то не знаете, куда уж вам мои сложные задачки и ребусы разгадать.

Логопед: Давайте, покажем Деду Буквоеду, что мы знаем и любим родной язык.

На доске карточки со словами, у которых не хватает некоторых элементов.

(Книги, звонок, каникулы, перемена.)

Логопед:

Что случилось, что случилось,
Не могу никак понять.
Наши буквы изменились
Невозможно их узнать .

Дед Буквоед: Ха-ха-ха! Это я съел буквы, ведь я буквоед. Теперь вы их не узнаете.

(Представители от каждой команды с помощью фломастеров (восстанавливают буквы и читают слова).)

Дед Буквоед: Ой-ой-ой! Не удалось мне скушать буквы.

Логопед: Ребята, дед Буквоед вам приготовил новое задание в каждом слове Дед Буквоед съел последнюю букву (П, Т, К, Х)

МА____, КО____, СО___, СУ___, ПО___, МО___.

Дети выполняют задание.

Дед Буквоед: Что же буду кушать я?.. А теперь самое трудное задание отгадайте ребусы и вы узнаете, какие предметы вы будете изучать в школе. (Педагог предлагает ребусы, на карточках вместо слов изображены картинки: число сто парта, сова, бусы, кобра, боты, сани.)

 

И 100 РИЯ

 

К парта

 

РИ сова НИЕ

 

ГЛО бусы

 

АЛГЕ ,, кобра

 

Боты , сани КА

Дед Буквоед: Молодцы, ребята!

Логопед: Убедился Буквоед, что у нас грамотные ребята.

Буквоед: Проголодался!

(Уходит).

3 Конкурс «Домики для звуков» - динамическая пауза.

Логопед: Ребята, сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Домики для звуков»

Выделение первого звука в слове по карточкам. Каждый ребенок получает карточку с картинкой под музыку двигаются по залу, как только закончится музыка дети занимают свои места в домиках. Если первый звук в слове:

  1. Согласный твердый – синий домик
  2. Согласный мягкий – зеленый домик
  3. Гласный – красный домик

4 конкурс «Незнайкины ошибки»

Логопед: Пока мы играли, к нам пришло письмо от Незнайки он просит нас помочь ему исправить ошибки.

Лыжы, Мышы, Шыпы, Ножы - Правило жи, ши

Чясы, Рощя, Щюка, Чюлки - Правило ча, ща

Конкурс 7 «Загадки Феи Знаний»

(Звучит музыка, входит Фея Знаний).

Фея Знаний: Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык. И хотят стать грамотными людьми. Я вам приготовила загадки. Кто больше их отгадает «Умники» или «Знайки»?

  1. Жмутся в узеньком домишке
    Разноцветные детишки
    Только выпустишь на волю –
    Где была пустота,
    Там, глядишь, - красота!
    (Карандаши)
  2. Если ей работу дашь
    Зря трудился карандаш.
    (Ластик)
  3. Черные, кривые
    От рождения немые
    Встанут в ряд, заговорят!
    (Буквы)
  4. То я клетку, то в линейку
    Написать по ним сумей-ка!
    (Тетрадь)
  5. Я люблю прямоту
    Я сама прямая
    Сделать ровную черту
    Всем я помогаю
    (Линейка)
  6. Стоит дом, кто в него войдет
    Тот ум наберет.
    (Школа)

Фея Знаний: Молодцы, ребята!

(Уходит.)

Подведение итогов.

Песня В.Шаинского «Если б не было школ…»

Логопед: Ребята, на этом наша викторина подошла к концу. Всего вам доброго! До свидания!