Целеполагание: Продолжить знакомство с творчеством Бианки, со сказкой; учить находить общее в авторском и народном творчестве.
Развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас; развивать умения анализировать поступки героев.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Вчера на уроке вы сказку читали.
Как кто-то обидел сову, вы узнали.
А в чем здесь секрет?
Попробуй понять!
Об этом сейчас предстоит нам узнать.
Чтение сказки учащимися
– Кто обидел сову? (старик)
– Чему будет посвящен наш урок?
Раскроем секреты сказки В. Бианки.
3. Работа по теме.
- Как вы думаете, исследователи должны понимать жизнь природы? Найдите строчки, которые подтверждают, что автор хорошо разбирается в жизни природы?
– Какую взаимосвязь показывает автор?
– Составьте в парах цепочку взаимосвязи совы с чаем старика.
Сова —> мыши —> шмели —> клевер —> корова —> молоко —> чай.
Можно ли сказать, что эти данные научные? Может это научная статья, а не сказка?
- Давайте проследим, соблюдает ли В. Бианки законы сказочного жанра?
1. Работа в парах по таблице.
1. Как ведут себя мыши и сова? | 1. Разговаривают |
2. Повторы (5 раз) |
2. -Хо, -хо, -хо, Старик! |
3. Какое окончание сказки одним словом |
3. Счастливое |
– Какой вывод? (В. Бианки соблюдает законы сказочного жанра.)
– Но, заметьте - использует особые слова и выражения, описание
совы. А что вы знаете о совах?
(Рассказы учеников.)
2. Работа в парах. Узнай, чьи это слова?
– Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься. - Чьи это слова? (дед)
– Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (сова)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какая еще пословица подходит по смыслу?
– Нынче нам на лугу раздолье,
Нынче нам на лугу приволье. (мыши)
- Чьи это слова в сказке?
(Работа в парах.)
– Какое из этих предложений можно называть пословицей? Почему это пословица? (Содержит поучение.)
Физминутка
Цель: Развитие умения выразить в слове свои впечатления.
- Давайте расследуем, каков же В. Бианки художник. (Как он рисует образы при помощи слов). Сколько главных героев в произведении? (2) Характеристика их.
Сова - мудрая, отчаянная, Совушка-вдовушка.
Старик - грубый, неосмотрительный.
Составим Синквей про Сову - это стих, состоящий из пяти строк, каждая из которых сочиняется по определенному правилу.
Работа в парах по составлению синквейна
1. Строка - Слово предмет
Сова
2. Описание совы (какая?) 2 слова.
Умная, отчаянная.
3. Описание действия совы 3 слова
Обиделась, улетела, предупреждала
4. Фраза из 4-х слов, вывод
Сова обиделась на старика.
5. Тема из одного слова
Мудрость.
- Старик.
- Грубый, неосмотрительный.
- Прогнал, оскорбил.
- Старик признал свою ошибку.
- Раскаяние.
Итог урока
В чем же необычность, в чем секрет этой сказки? Это авторская сказка с элементами научных данных. Автор также использует свои наблюдения. Такое произведение в литературе называется «научно-художественное». Человек - это творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью, в их присутствии растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа раскрывает им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый В. Бианки.