Урок чтения во 2-м классе. "В.В. Бианки "Сова"

Разделы: Начальная школа


Целеполагание: Продолжить знакомство с творчеством Бианки, со сказкой; учить находить общее в авторском и народном творчестве.

Развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас; развивать умения анализировать поступки героев.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Вчера на уроке вы сказку читали.
Как кто-то обидел сову, вы узнали.
А в чем здесь секрет?
Попробуй понять!
Об этом сейчас предстоит нам узнать.

Чтение сказки учащимися

– Кто обидел сову? (старик)

– Чему будет посвящен наш урок?

Раскроем секреты сказки В. Бианки.

3. Работа по теме.

- Как вы думаете, исследователи должны понимать жизнь природы? Найдите строчки, которые подтверждают, что автор хорошо разбирается в жизни природы?

– Какую взаимосвязь показывает автор?

– Составьте в парах цепочку взаимосвязи совы с чаем старика.

Сова —> мыши —> шмели —> клевер —> корова —> молоко —> чай.

Можно ли сказать, что эти данные научные? Может это научная статья, а не сказка?

- Давайте проследим, соблюдает ли В. Бианки законы сказочного жанра?

1. Работа в парах по таблице.

1. Как ведут себя мыши и сова?

1. Разговаривают

2. Повторы (5 раз)

2. -Хо, -хо, -хо, Старик!
Гляди, как бы хуже не вышло.

3. Какое окончание сказки одним словом

3. Счастливое

– Какой вывод? (В. Бианки соблюдает законы сказочного жанра.)

– Но, заметьте - использует особые слова и выражения, описание
совы. А что вы знаете о совах?

(Рассказы учеников.)

2. Работа в парах. Узнай, чьи это слова?

Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься. - Чьи это слова? (дед)

– Дружно не грузно, а врозь хоть брось. (сова)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Какая еще пословица подходит по смыслу?

– Нынче нам на лугу раздолье,
Нынче нам на лугу приволье. (мыши)

- Чьи это слова в сказке?

(Работа в парах.)

– Какое из этих предложений можно называть пословицей? Почему это пословица? (Содержит поучение.)

Физминутка

Цель: Развитие умения выразить в слове свои впечатления.

- Давайте расследуем, каков же В. Бианки художник. (Как он рисует образы при помощи слов). Сколько главных героев в произведении? (2) Характеристика их.

Сова - мудрая, отчаянная, Совушка-вдовушка.

Старик - грубый, неосмотрительный.

Составим Синквей про Сову - это стих, состоящий из пяти строк, каждая из которых сочиняется по определенному правилу.

Работа в парах по составлению синквейна

1. Строка - Слово предмет

Сова

2. Описание совы (какая?) 2 слова.

Умная, отчаянная.

3. Описание действия совы 3 слова

Обиделась, улетела, предупреждала

4. Фраза из 4-х слов, вывод

Сова обиделась на старика.

5. Тема из одного слова

Мудрость.

  1. Старик.
  2. Грубый, неосмотрительный.
  3. Прогнал, оскорбил.
  4. Старик признал свою ошибку.
  5. Раскаяние.

Итог урока

В чем же необычность, в чем секрет этой сказки? Это авторская сказка с элементами научных данных. Автор также использует свои наблюдения. Такое произведение в литературе называется «научно-художественное». Человек - это творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью, в их присутствии растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа раскрывает им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый В. Бианки.