Цель:
- Учить детей на практике применять полученные на уроках изобразительного искусства знания, умения и навыки.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, способствовать сплоченности классных коллективов.
Оборудование: Доска, мультимедийное оборудование, стол для жюри, 2 стола для команд, маленькие картонные палитры – жетоны, флажки (красный и синий), карточки с холодными и тёплыми цветами.
Раздаточный материал: Карандаши, фломастеры, краски, кисти, бумага
Ход урока
Учитель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы узнать, чему же научились за учебный год, какие знания, умения и навыки приобрели. И урок мы проведём в виде игры «Брейн - ринг».
Правила игры
- Игра проводится в 6 туров. Выигрывает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.
- Вопросы необходимо слушать до конца, затем капитан поднимает флажок и говорит, кто отвечает.
- Уточнять ответ другому игроку нельзя.
- Отвечает первой та команда, которая раньше подняла флажок.
- Если ответ сразу не дается, предоставляется 1 минута на обсуждение. Ответ необходимо дать раньше, пока одна минута не истечет.
- Если ответ неточен или неверен, то второй команде дается время, оставшееся до минуты, на обдумывание.
- Выигрывает та команда, которая набрала больше очков, в виде палитр . Соответственно очкам выставляются оценки. За первое место ставится «5», а за второе – «4».
Первый тур. «Вот мы какие!»
Учитель: Итак, тема нашего первого тура «Вот мы какие!». Для начала нам нужно разделиться на две команды. Для этого я попрошу вас взять по одной карточке с подноса.
(Дети берут по одной карточке.)
Итак, те, у кого на карточке «холодный» цвет – я попрошу сесть за один стол, а те ребята, у кого «теплый» цвет – за другой стол. Вот у нас и получились две команды.
Учитель: Вам предстоит придумать название для вашей команды, выбрать капитана команды. На это вам 3 минутки. Ну, конечно команды должны иметь названия связанные с изобразительным искусством.
(Ребята придумывают названия).
Учитель: Первым представить свою команду предоставляется возможность ребятам, которые сидят за столом №1
Учитель: Спасибо команде « КРАСКИ». Займите свои места за столом №1. Право представить себя получает следующая команда. Вам слово.
Учитель: Спасибо команде « ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ». Займите места за столом №2.
Учитель: Итак, первый конкурс завершён. Обе команды получают по жетону - палитре.
Второй тур. «Разминка».
Учитель: Он состоит из двух этапов:
- «Найди различия » В течении 30 секунд нужно найти 8 различий на предложенной вам картине . Чья команда быстрее, та и получает жетон.
- «Загадочная картинка» Найти, как можно больше зверей в этом лесу, за 1 минуту.
Третий тур. «Викторина»
Учитель: Теперь мы с вами переходим к 3 туру, на знания видов и жанров изобразительного искусства. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, которые будут высвечиваться на мультимедийной доске. За каждый правильный ответ – жетон. Начинаем!
- Что изображают на своих картинах художники-анималисты? (Животных)
- Жанр изобразительного искусства, посвящённый военной тематике. (Батальный)
- Жанр, в котором главный герой - природа. (Пейзаж)
- Что является изображением определённых черт отдельного человека или какой-то группы людей в слишком непривлекательном виде? (Карикатура)
- Художественное произведение, повторяющее другое. (Копия)
- Художник, изображающий преимущественно лица людей. (Портретист)
- Определите жанр изобразительного искусства по репродукциям картин. (Графика, Живопись, Декоративно-прикладное искусство, Скульптура, Архитектура)
- Рисунок на куске линолеума. (Линогравюра)
Четвёртый тур. «Художники и художественные произведения»
Учитель: Четвёртый тур «Художники и художественные произведения». Условия конкурса: я даю краткое описание картины или некоторые важные события из биографии художника, вы должны назвать художника или определить название картины. Та команда, которая первая поднимет флажок и даст правильный ответ, получает жетон. Будьте внимательны.
- Какого русского художника называли «певцом русской природы»? (Ивана Ивановича Шишкина)
- Один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Левитана.)
- Русский художник, который писал картины на сказочно-былинные темы? (Васнецов)
- Как называют художников изображающих море? Назовите фамилию русского художника. ( Маринисты. Иван Айвазовский).
- Внук сельского архитектора, сын иконописца. Его произведения, главным образом, посвящены крестьянской тематике. Проживал в с. Прислониха Симбирской губернии . (Аркадий Пластов).
- Ещё будучи студентом Академии художеств, живописец после двух поездок на Волгу написал картину, принесшую ему всенародную славу. Какая это картина? («Бурлаки на волге» Репина).
Учитель: Молодцы!
Пятый тур. «Анаграммы»
Учитель: Следующий тур. Называется он «Анаграммы». Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Капитаны выбирают по два слова.
(На доске высвечиваются слова:
КАРКАС – К….
МОЛЬБА – А….
ЗАМОК – М…
НАНОМЕТР – О…. )
(ОТВЕТЫ: каркас- краска, мольба- альбом, замок – мазок, нанометр-орнамент).
Дети работают в своих командах. По мере выполнения капитан команды относит анаграмму жюри.
Шестой тур. «Рисунок»
Учитель: Сейчас мы с вами порисуем. Я начну читать по одной строке из стихотворения, а вы будете выходить по одному к доске и иллюстрировать его.
На доске висят ватманы.
Сергей Михалков «Рисунок»
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду 15 точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой – дорогу.
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом…
Еще я дождик удлинил,
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил
А карандаш сломался.
И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол.
Хотя он плохо вышел.
Учитель: Может, у героя нашего стихотворения и плохо вышел рисунок, но наши – просто произведения искусства! А чей рисунок получился лучше нам подскажут гости.
Учитель: Вот мы с вами и отдохнули немного, посмеялись, повеселились. А сейчас прошу вас посчитать ваши жетоны.
(Подведение итогов.)
Учитель: Конечно, очень обидно проигрывать, тем более на чуть-чуть. Но как бы там ни было, подумайте о том, как много хорошего дала вам эта игра. Вы много нового узнали. А какие у вас товарищи по игре? Ни один не остался равнодушен, все, чем могли, помогали выполнять задания в ходе игры. Но больше всех вы порадовали меня. Ничего нет лучше для учителя, как ответственные, добросовестные и умные, отзывчивые ученики! Не вешать нос, ребята! А теперь пришло время наградить участников конкурса.
Команда «КРАСКИ» заняла 1 место, награждается кисточками, а второй команде «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ» вручаются карандаши.