Цели: формировать представление о животноводстве, его отраслях; обобщить знания учащихся о растениеводстве; расширять и углублять природоведческие знания учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся, игра «Чудесный мешочек», слайды «животноводство».
Ход урока
Ι. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Многое хотим узнать.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о растениеводстве. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ». Представьте, что вы – бригада растениеводов. Выберете бригадира. Ваша работа приносит людям большую пользу. И однажды к вам приехал корреспондент, чтобы задать вам некоторые вопросы и напечатать интервью в местной газете. В роли корреспондента буду выступать я – Елена Сергеевна.
ΙΙ. Проверка домашнего задания:
Добрый день, уважаемые растениеводы. Скажите, пожалуйста, что такое растениеводство? (Растениеводство – это выращивание культурных растений).
Для чего люди занимаются растениеводством? (Люди получают продукты питания, изготавливают корм для животных, используют для изготовления ткани).
Какая зерновая культура дает нам белый хлеб, а какая черный? (Пшеница – белый хлеб, рожь – черный).
Какие растения относятся к кормовым культурам? (К кормовым культурам относятся кормовая свекла, клевер, люцерна).
Какие растения человек выращивает для получения волокна? (Для получения волокна выращивают хлопчатник, лен).
Спасибо за ваши ответы. Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка, на которой изображено одно растение. Посмотрите внимательно и вспомните его название. А затем заполните карточку.
- Название растения.
- К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)?
- Где его выращивают (в поле, в огороде, саду)?
- Как человек использует это растение?
1) Картофель; 2) Люцерна; 3) Пшеница; 4) Груша.
Молодцы, ребята, все справились с заданием. А сейчас мы переходим к изучению новой темы (на доске записана тема урока: «Животноводство»).
ΙΙΙ. Новая тема
Актуализация знаний.
- Ребята, как вы думаете, что мы можем называть животноводством? (Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведение домашних животных).
- Что дает животноводство человеку? (шерсть, пух, кожу, продукты питания).
Ребята, домашние сельскохозяйственные животные разнообразны. Среди них есть млекопитающие. Как вы думаете, какие сельскохозяйственные животные относятся к этой группе? Какую пользу они приносят человеку? (продукты питания, шерсть, кожа) - (показ слайда - см. приложение 1).
Ребята, скажите, каких домашних птиц выращивают в сельском хозяйстве? (гуси, утки, куры, индюшки). Что получает человек от домашних птиц? (яйца, мясо, пух). Ребята, а вы знаете, что в Башкортостане большой интерес вызвало разведение страусов. В Стерлибашевском районе есть экспериментальная ферма по разведению этих птиц. – (показ слайда, приложение 1).
Среди отраслей животноводства есть еще не менее интересная и полезная отрасль – это разведение рыбы. Рыбу выращивают по специальной технологии в прудовых хозяйствах. – (показ слайда, приложение 1).
Ребята, а кто из вас может сказать, каких же насекомых разводит человек? Конечно же - это пчелы. И отрасль по разведению пчел так и называется пчеловодство. А какую пользу приносят пчелы человеку? Человек использует мед как продукт питания, в медицине. Большой популярностью пользуется прополис, воск, маточное молочко – (показ слайда, приложение 1).
- Ребята, как вы думаете, связаны ли между собой растениеводство и животноводство?
ΙV. Физминутка:
А теперь, ребята, немного отдохнем, а заодно и закрепим полученные знания. Как только появится слайд с изображение относящимся к растениеводству – хлопаем в ладоши. А если вы видите слайд (см. приложение 2) с животноводством – топаете ногами.
V. Работа по теме урока:
1. Работа с учебником:
Откройте учебник на странице 61 и прочитайте о том, как трудятся животноводы.
2. Работа в тетради:
Ребята, зарисуйте в тетради следующую схему.
3. Сообщение учащегося:
Ребята, Анисимов Алеша подготовил выступление на тему «Животноводство». Для этого он самостоятельно поработал над материалами нашей районной газеты «Сельские нивы».
4. Закрепление изученного материала – отгадывание загадок
Золотая голова
Велика и тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берет
И воронам не дает.
(Пугало)Щеки розовы, нос бел,
В темноте сижу весь день,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
VΙ. Итог урока:
- Ребята, с какой отраслью сельского хозяйства мы с вами познакомились сегодня на уроке?
- Ребята, для чего люди занимаются животноводством?
Домашнее задание: Расспросить родных и знакомых, работающих в животноводстве об их труде. Рассказать об этом в классе.