Цели урока:
Дидактические:
- обобщение и закрепление знаний учащихся об основных классах углеводородов и спиртах;
- умение решать типовые задачи и задачи повышенной сложности.
Развивающие:
- осуществление выбора уровня сложности задания или собственной роли в группе;
- обучение в режиме индивидуальной, парной и групповой работы;
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни.
Оборудование: яйцо, кусочек сырого мяса, этанол, химические стаканы.
Оформление: выставка лекарств и продуктов парфюмерной промышленности, на доске изображено игровое поле.
Ход урока
Каждая команда занимает своё место вокруг стола, на котором стоит табличка с названием команды. На столах должны быть бумага, ручки.
Учитель приветствует команды, напоминает правила игры. Для установления очерёдности ходов учащиеся решали комплект задач.
Команда у которой больше всего правильно решённых задач, имеет право первого хода; у которой меньше всего правильных ответов, ходит последней. В случае, если решённых задач у команд одинаково, то команды ходят в алфавитном порядке.
Первая команда называет номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, команда в течении минуты даёт ответ: если ответ верный, то вместо номера вопроса ставится буква команды. Ход переходит к следующей команде и так далее до тех пор, пока одна из команд не выиграет или не сложится ничья.
Комплект вопросов к игре.
- Именем какого учёного названа реакция парафазного нитрования алканов? (именем М.И. Коновалова)
- Как толуола получить 3-нитробензойную кислоту? (Сначала окислить толуол до бензойной кислоты, потом нитрировать, карбоксильная группа направит заместитель в метаположение.)
- В 1814 году в Лондоне появилось уличное газовое освещение. газ хранили в железных баллонах под давлением. Зимой газ по какой то причине не давал яркого света. Владельцы газового завода обратились за помощью к Майклу Фарадею, который установил, что зимой часть светильного газа собирается на дне баллонов в виде прозрачной жидкости с характерным запахом. Фарадей установил состав этой жидкости и назвал её «карбюрированным водородом». Как называют эту жидкость сейчас и какова её химическая формула? (бензол - С6Н6)
- Именем какого учённого названа реакция гидратации ацетилена? (именем М.Г.Кучерова.)
- Запишите формулу вещества 2,5-диметилгептан.
- У какого вещества: фенола или этанола - сильнее проявляются кислотные свойства и почему? (у фенола, так как из-за влияния фенильного радикала связь О-Н поляризуется сильнее. У этанола предельный радикал уменьшает поляризацию этой связи.)
- В 1847 году итальянский химик А. Собреро, действуя азотной кислотой на масляный сахар, полученный Карлом Шееле из оливкового масла, получил тяжёлую бесцветную жидкость, обладающую свойством взрываться от трения или удара. Каково современное название этой жидкости и её химическая формула? (это тринитроглицерин или тринитрат глицерина, его формула:
СН2-О-NO2
CH2-O-NO2
CH2-O-NO2 - Именем какого ученого названа реакция получения бутадиена из этанола? (именем С.В.Лебедева.)
- Молярная масса бутана 58 г/моль. Почему же тогда этанол при нормальных условиях – жидкость, а бутан – газ? (между молекулами этанола образуются водородные связи из-за полярности связи О-Н, это приводит к увеличению плотности вещества и жидкому агрегатному состоянию.)
- Какие два вещества получают кумольным способом? Приведите химические формулы этих веществ и кумола.
- Во время второго путешествия Колумба (1493 – 1496 годы) участники экспедиции увидели на острове Гаити игру туземцев в мяч. От удара мячи высоко подпрыгивали. Мячи были сделаны из смолы, которую также использовали для пропитки лодок, корзин, одежды и обуви, для изготовления факелов. Как сейчас называется эта смола и какова ее химическая формула? (это каучук, его формула:…)
- Как отличить 4% раствор этанола от 96% раствора этанола? Приведите хотя бы один пример. (существует много способов: наиболее простыми являются скорость испарения (след от ватки, смоченной 96% спиртом, исчезает быстрее), способность гореть (у 4% отсутствует)…
- Этот газ образуется в болотах под действием анаэробных бактерий, и поэтому назван болотным. Он скапливается под землей, вызывает взрывы в шахтах, рудниках, за это получил название рудничного. Он содержится в атмосфере Сатурна и Юпитера, в твердом состоянии обнаружен на Нептуне и Уране. Каково его современное название и химическая формула? (метан, СН4).
- Известно, что температура кипения н – пентана около36°С,а изомерному ему 2,2 – диметилпропана – 9,5 С. Чем объясняется это различие? (из-за разветвлённого строения 2,2-диметилпропана, его молекулы не могут близко подходить друг другу, силы межмолекулярного притяжения малы, поэтому температура кипения ниже.)
- Немецкий алхимик, врач и изобретатель Иоганн – Иоахим Бехер проводил опыты с серной кислотой и по ошибке прилил к горячей серной кислоте порцию этилового спирта. Раствор вспенился, начал выделяться горючий газ, более химически активный, чем метан. Новый газ назвали, маслородным. Каково современное название и химическая формула этого газа? (этилен, С2Н4.)
УЧИТЕЛЬ: Этилен имеет свойство полимеризоваться, в результате чего получается полиэтилен. Давайте посмотрим наши модели в сопровождении песни.
(Учащиеся показывают модели из полиэтилена).
- Посредством каких реакций можно получить бутан из этана? (этан прохлорировать, хлроэтан подвергнуть реакции Вюрца:…)
- В 1862 году немецкий химик Велер пытался выделить металлический кальций из известняка, длительно прокаливая его с углем. Он получил спекшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил признаков металла, и выбросил ее на свалку. Во время дождя из выброшенной каменистой массы начал бурно выделяться газ. Какой этот был газ? Какова формула вещества, выброшенного Велером на свалку? (газ- ацетилен, формула-С2Н2, вещество- карбид кальция-С С2.)
- В склянках без надписей находятся органические вещества: гексан, гексен, гексин, бензол, фенол. Предложите способ определения этих веществ. (с помощью бромной воды: 1.гексан и бензол не дают никаких изменений с бромной водой; 2. Гексен и гексин обесцвечивают бромную воду; 3. Фенол с бромной водой образует белый осадок трибромфенол, бензол от гексана легко отличить по реакции его с бромом в присутствии порошкообразного железа: бензол обесцвечивает бром в этих условиях, а гексан нет. Гексин в отличии от гексена образует осадок с аммиачным раствором оксида серебра.)
- Перечислить именные реакции в орг. Химии. (М.И.Коновалова, А.Вюрца, Н.Д.Зелинского, Е.Е.Вагнера, С.В.Лебедева, М.Г.Кучерова, Б.А.Казанского, Н.Н. Зинина, Н.Н. Семёнова.)
- Русский химик, академик Петербургской Академии Наук. Создатель теории химического строения орг. Веществ. Предсказал и изучил изомерию многих орг. Соединений. Синтезировал многие вещества. Ф.И.О. учёного. (А.М.Бутлеров.)
- Русский химик-органик. Сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по двойной связи и изомеризации в зависимости от химического строения. Исследовал состав нефти, заложил основы нефтехимии как самостоятельной науки. В 1883 году открыл новый класс орг. Веществ-циклопарафины (нафтены). Ф.И.О, учёного. (В.В. Морковников.)
- СУЛЬФАДИМЕТОКСИН - химиотерапевтическое средство, применяемое при пневмонии и других заболеваниях. Составьте, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией. (Сульфид, сульфат, сульфит, оксид, метан, диметил…)
- Каков промышленный способ получения древесного спирта? (метанол, или древесный спирт, в промышленности получают из синтнз-газа при высоком давлении, температуре и под действием катализаторов в соответствии с уравнением: СО + 2Н2 = СН3ОН.)
УЧИТЕЛЬ: Как вы уже знаете, второй представитель гомологического ряда алканолов – этиловый спирт, который широко используется в промышленности для производства синтетического каучука, лекарственных препаратов, применяется как растворитель, входит в состав лаков и красок, парфюмерных средств. В медицине этанол – важнейшее дезинфицирующее средство. Используется для приготовления алкагольных напитков. Какое действие оказывает употребление этилового спирта на организм человека?
Об этом нам расскажет и продемонстрирует на опыте мой помощник.
(Учащийся демонстрирует опыты:
- В стакан со спиртом влили белок сырого яйца. Он стал белым. Произошла денатурация белка.
- В стакан со спиртом поместили кусочек сырого мяса. Через некоторое время мясо стало выглядеть, как варёное.)
Подведение итогов урока.
Награждение победителей.