Программное содержание:
- Продолжать учить детей узнавать один из жанров живописи – пейзаж, описывать его красоту.
- Закреплять знания детей об основных, смешанных, теплых и холодных цветах и оттенках (ориентирование по схеме).
- Совершенствовать графические навыки детей в технике рисования процарапыванием – «граттаж».
- Воспитывать интерес детей к изобразительному искусству.
Обогащение словаря: пейзаж, цвет, оттенок, спектр, «граттаж», багряный, пурпурная, золотая осень.
Художественное слово: стихи об осени З.Федоровской «Осень», Е.Трутневой «Ходит бродит осень», В.Авдиенко «Осень», И Бунина «Листопад».
Предварительная работа: знакомство с жанрами изобразительного искусства, заучивание стихов об осени, беседы о признаках осени, подготовка картона в технике «граттаж».
Материал:
- схема спектра;
- иллюстрации картин с осенними пейзажами И.И. Левитана, И.И. Бродского. М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря;
- картон, обработанный в технике «граттаж»;
- шаблоны листьев березы, рябины, дуба, клена, осины;
- клеенка;
- палочка для процарапывания.
Ход занятия
На мольбертах схема спектра, иллюстрации картин об осени.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам сказку, послушайте ее:
В одном Королевстве красок жила добрая и веселая Королева Кисточка со своими фрейлинами, которые помогали королеве в ее работе. В Королевстве было три города, сейчас я назову названия этих городов, а вы догадайтесь какие краски там живут:
1-ый – город Снега.
2-ой – город Ночи.
3-ий – город Спектр.
Воспитатель подводит детей к схеме спектров.
Если в городе Снега и Ночи главные цвета белый и черный, то в городе Спектр целых три основных цвета. Как вы думаете, какие это цвета?
А еще основные цвета очень любят ходить друг к другу в гости, тогда они смешиваются и получаются составные цвета, назовите их:
Красный + Желтый = ? (Оранжевый.)
Желтый + Синий = ? (Зеленый.)
Красный + Синий = ? (Фиолетовый.)
Ребята, посмотрите внимательно на спектр, остались ли еще цвета?
Дети: Да.
Воспитатель: Все эти цвета – оттенки основных и составных цветов, назовите их.
Дети: Малиновый, сиреневый, салатовый, светло-оранжевый, др.
Воспитатель: А еще цвета бывают теплые и холодные. Как вы думаете, какие это цвета и почему?
Дети приводят ассоциацию с окружающим миром – огонь, вода, снег и др.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Найди свой домик» и мы узнаем, как вы запомнили основные и составные цвета Спектра.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Стоит 3 домика – оранжевый, зеленый, фиолетовый. На детях шапочки: желтые, красные, синие. Когда звучит музыка, дети гуляют. Как только музыка останавливается, дети прячутся в домиках составного цвета. Игра проводится 2-3 раза со сменой шапочек.
Воспитатель: Вот какие разные краски живут у Королевы Кисточки, они помогают ей рисовать. А рисует она все, что видит. Сегодня Королева Кисточка пригласила нас на выставку «Осенний вернисаж».
Рассматривание иллюстраций об осени, определение вида живописи – пейзаж, чтение стихов.
Воспитатель: Вот какая разная, но красивая осень. Она и золотая, и багряная, и пурпурная, и задумчивая, и грустная, но всегда очаровательная. Давайте поблагодарим Королеву Кисточку за то, что она пригласила нас на эту выставку. А где же наша Королева Кисточка?
Входит девочка в костюме Королевы Кисточки, в руках держит палочки, черные квадраты, шаблоны листьев. Она грустная. Плачет.
Воспитатель: Что случилось, Королева Кисточка?
Королева Кисточка: Нарисовала я вам ковер осенний из разных листьев. Были там и от березы золотой листочек, багряный лист орешника лесного, пестрый лист от клена, листья от рябины, дуба и осины. Получился яркий, радостный ковер. Подарить я вам его хотела. Но случилась у меня беда: краска черная обиделась и вот: от подружек кисточек лишь палочки остались, да и краски остальные спрятала она. Принесла для вас я только черные квадраты, палочки да трафареты листьев. Что же делать? Чем теперь мне рисовать, я не знаю. Помогите мне, друзья.
Воспитатель: Поможем, ребята, Королеве Кисточке.
Королева Кисточка: Как же вы сможете мне помочь? Ведь у вас нет ни кисточек, ни красок.
Воспитатель: А наши ребята знают разные техники рисования. Одна из них – «граттаж».
Королева Кисточка: А что такое «граттаж»?
Воспитатель: Это процарапывание. Сейчас каждый возьмет себе один квадрат, шаблон листочка и палочку, обведет листочек и начнет процарапывать, а мы с тобой, Королева Кисточка, посмотрим, что же у них получится. Если хочешь, тоже можешь попробовать.
Дети выполняют работу, готовые работы (квадраты) складывают в большой прямоугольник.
Воспитатель: Посмотри, Королева Кисточка, какой красивый ковер получился.
Королева Кисточка: Да, очень красиво. Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что можно и палочками рисовать. А с черной краской мы помиримся. Ведь если бы не она, я бы не узнала новую технику рисования «граттаж». А теперь мне нужно возвращаться в свое Королевство. До свидания, ребята.
Королева Кисточка уходит.
Воспитатель: Да и нам пора возвращаться. Мы сегодня побывали на выставке, познакомились с жителями города Спектр, показали Королеве Кисточке технику рисовая «граттаж», научили дружить со всеми красками ее Королевства. Будем ждать новой встречи с Королевой Кисточкой. Будем учиться новым техникам рисования. А ковер мы оставим в группе, будем вспоминать о красоте осени.