Цели занятия:
- Изучить качественные реакции, используемые в неорганической химии.
- Продолжить развитие навыков самостоятельного, творческого мышления.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитывать внимание и аккуратность в ходе выполнения опытов.
Используемая технология: творческая мастерская.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Добрый день! Сегодня на нашем занятии я предлагаю вам поработать в качестве исследователей и приглашаю вас творческую лабораторию под названием «Химическая акварель». (Приложение 1)
Кто-нибудь из вас догадывается чем мы будем заниматься? (Созданием красок.)
В нашу лабораторию пришло письмо от одного художника:
«Здравствуйте, юные химики! Обращаюсь к вам с просьбой помочь мне в решении
моей проблемы. У меня закончились краски. И некоторые мои работы оказались
незавершенными. А так хочется, чтобы они засияли яркими цветами. Не могли бы вы,
уважаемые химики, путем химических реакций получить разные краски и выслать мне
рецепт их изготовления? Очень надеюсь на вашу помощь.
С благодарностью художник N.....»
Ну что, ребята, поможем художнику?
Для этого нам необходимо осуществить ряд химических реакций.
2. Инструктаж по технике безопасности.
И прежде, чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним правила техники безопасности при работе в кабинете химии. (Приложение 1)
3. Инструктаж к работе.
Предлагаю приступить к творческому процессу.
Инструкция к работе содержится в лабораторных журналах (Приложение 2. Приложение 3), которые находятся на ваших столах. В них же вы будете фиксировать результаты своих наблюдений.
Внимательно читайте задания и приступайте к их выполнению. Желаю вам удачи.
4. Работа в группах (выполнение ЛБ опытов, оформление отчета).
5. Обсуждение результатов работы в группах (фронтальная беседа с учащимися по вопросам).
- Удалось ли вам получить краски разных цветов?
- Краски каких цветов вам посчастливилось создать?
- Какие «рецепты» мы напишем нашему художнику? (Приложение 1)
6. Индивидуальная работа учащихся.
А сейчас, ребята, помогите художнику раскрасить рисунок, который он нарисовал. Сделайте это не пользуясь карандашами и фломастерами (на фрагментах рисунка учащиеся должны написать формулы катионов и анионов, при соединении которых получаются необходимые цвета).
7. Подведение итогов.
Ребята, а вы знаете как называются реакции, которые помогли нам в работе?
С какой целью их проводят? (Определить присутствие в растворе тех или иных ионов.)
Вам удалось сегодня узнать новые, ранее незнакомые вам качественные реакции?
Я очень рада, что вы открыли на нашем занятии для себя что-то новое.
Благодарю вас за сотрудничество!