Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности необходимо постоянно чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, психологических, педагогических, юридических, экономических… Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опыту своих родителей, друзей, знакомых. В ряде жизненных ситуаций они поступают интуитивно, не задумываясь о правильности и последствиях принятых решений. И нередко возникают в семье задачи, которых не было в их родительской практике.
Педагогический коллектив детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультационные пункты, информационные стенды… Как и во всяком учении, люди берут из этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями. Почему так происходит? Во-первых, это – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблемы. Во-вторых, родители заняты своими проблемами. В-третьих, не все родители понимают значимость проблем, которые ставят перед ними дети, педагоги или сама жизнь. Зачастую они считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема воспитанников и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого категорически недостаточно.
Одним из путей решения данной проблемы мы видим в создании информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. Выбор такой формы объясняется, прежде всего, уверенностью в его эффективности, подтвержденной многолетней практикой, а также открывающейся возможностью для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, сближения на основе информированности, вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, взаимной ответственности родителей и педагогов за принятие решений, способных улучшить качество образовательных услуг.
Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей. Название газеты “Дошколенок”. Объем издания – 4 страницы. Выпускается “Дошколенок” в программе Publisher. Периодичность выпуска – один раз в месяц. Тираж газеты 60 экземпляров. Темы газеты планируются в перспективе на учебный год и отражаются в Годовом плане работы ДОУ. Содержание газеты “Дошколенок” определяется актуальными проблемами развития и воспитания детей дошкольного возраста, интересами и потребностями родителей, педагогической компетентностью воспитателей и специалистов (“Патриотическое воспитание дошкольников”, “Зимние забавы” (играем в старинные русские народные игры), “Здоровье ребенка в наших руках”, “Чтобы не было беды” (готовимся к летнему отдыху), “Игра в жизни взрослого и ребенка” и другие).
Редактором ежемесячного издания для родителей “Дошколенок” является старший воспитатель, который осуществляет координацию работы редколлегии, компьютерную верстку, форматирует, корректирует, выпускает каждый номер газеты. Авторами статей и публикаций может стать любой педагог детского сада, дети и родители.
Содержание газеты разбито на основные рубрики:
- “Колонка редактора” (статья посвящается теме номера, знакомит родителей с содержанием работы ДОУ по данной проблеме и т.п.);
- “Пословицы, поговорки, “крылатые” выражения” (публикуются в соответствии с темой номера);
- “Читалочка” (стихи, загадки, рассказы детей);
- “Советы специалиста” (консультации, рекомендации, полезные советы, ответы на актуальные вопросы);
- “Умелые руки не знают скуки!” (способы выполнения открыток, поделок, игрушек своими руками);
- “Конкурс!” (информация о конкурсах, проводимых в ДОУ среди педагогов, родителей и детей; участие педагогов и детей детского сада в конкурсах различного уровня);
- “Фоторепортаж”;
- “Мы работаем с детьми!” (информация о педагогах, специалистах детского сада).
Издание доступно всем родителям, они могут прочитать свежий номер в группе во время, когда ребенок одевается перед уходом домой, могут взять газету с собой и изучить в свободное время. Благодаря такой форме работы с родителями, мы сумели реализовать их право на участие в жизни детского сада, предоставили им возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде ДОУ, проблемах, успехах, достижениях.
Немало важным плюсом является стимулирование творческой активности всех педагогов учреждения, повышение их педагогической и психологической компетентности, создание мотивации творческого саморазвития педагогов. Кроме того, педагоги получили возможность показывать плоды своего труда, делиться опытом работы с родителями и коллегами.
Ежемесячный выпуск газеты – дело хлопотное и трудоемкое. Однако неподдельный интерес и желание родителей как можно скорее получить свежий номер газеты, удивление и восхищение детей, рассматривающих свои фотографии, здоровая конкуренция педагогов за право опубликовать свой материал, все это дает мощный стимул к творчеству, созиданию, продолжению начатого дела.