Цель: выяснить значение игр для детей младшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с видами игр для детей младшего возраста.
- Научить проводить несложные игры для детей младшего возраста.
- Расширить знания и практические умения по проведению игр.
- Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающие:
- Стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
- Формировать коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
- Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.
- Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
- Развитие логического мышления при работе с загадками.
Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к учению.
Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, следить за осанкой.
Учебно-наглядное пособие:
Ход урока
1. Организационный и психологический настрой
Учитель:
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
– Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
2. Актуализация знаний.
Подготовительный этап урока к изучению нового– Тема блока, который мы изучаем “Семья” (Если
дети не могут назвать, то тогда разгадывают ребус
7Я).
Слово простое и сложное, если задуматься о нем
серьезно. Давайте вспомним, что означает оно?
Для этого необходимо выполнить задание. Перед вами лежат разрезанные карточки, и вы должны по ним составить определение семьи (Приложение 1).
Семья – это люди, которые живут месте, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге.
Молодцы, с заданием справились, а что в вашем понимании значит, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге? Правильно, это когда в семье родители заботятся о
детях, дети о родителях, старшие дети о младших, помогают друг другу и переживают об успехах каждого, могут протянуть руку помощи в трудную минуту.
Расскажите, как вы можете помочь своим родителям в воспитании малышей? (поиграть)
Это и будет темой нашего урока. Мы поговорим о значении игр в жизни детей (учитель вывешивает тему урока на доску, Приложение 2).
3. Сообщение темы урока
Игра для детей – это основа жизни маленького человечка, это способ научиться жить. С самого раннего возраста необходимо играть с малышами, но только в те игры, которые подходят ему по возрасту. Сегодня на уроке мы должны, узнать какие, виды игр существуют для детей младшего, возраста и каково, их значение.
4. Изучение новой темы
Звучит тихая музыка.
Сейчас мы окунемся с вами в наше детство и вспомним, когда мы были совсем маленькими, а мамы, бабушки уже играли с нами на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков, которые существовали с незапамятных времен и переходили из поколения в поколение. Всем и каждому знакомы такие традиционные персонажи как сорока-белобока, коза рогатая, два веселых гуся, рева-корова, котик-коток, сова – большая голова и серенький волчок.
Давайте вспомним и поиграем в эти игры….
Учитель проводит игру “Сорока-белобока”, а слова игры вывешивает на доску (Приложение 3).
Сорока-белобока кашку варила,
деток кормила (щекочем ладошку ребенка).
Этому дала (загибает мизинчик ребенка) ,
Этому дала (загибает безымянный пальчик),
Этому дала (загибает средний пальчик),
Этому дала (загибает указательный пальчик)
А этому не дала (трогаем большой пальчик):
Ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!
(Веселимся и грозим пальчиком большому пальцу ребенка).
Возможно, провести другую словесную игру.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!
Эти первые игры проводятся с малышами при помощи слова, поэтому и название этого вида
1) словесные (учитель вывешивает на доску карточку, Приложение 4)
А как вы думаете, ребята, почему они так называются? Попробуйте привести еще примеры словесных игр (игра в рифмы, “Города”, “Доскажи словечко”, “Испорченный телефон”, загадки).
Посмотрите, ребята, на стол, перед вами лежат игрушки (неваляшка, кукла, мяч, пирамидка, конструктор 2 видов – с большими деталями и маленькими) и попробуйте придумать названия игр с этими игрушками.
Ответы детей.
Как вы думаете, будет называться следующий вид детских игр, если они проходят игрушками
2) игры с игрушками (вывешивает карточку на доску, Приложение 4)
Эти игры хорошо известны, как девочкам, так и мальчикам. Но у каждого были свои любимые игрушки, расскажите нам о них.
Дети рассказывают.
Прошу обратить внимание на конструктор. Назовите, чем они отличаются друг от друга? (размер деталей). Правильно, подумайте с какого возраста можно играть в конструктор с мелкими деталями? 3–5 лет. Чем он опасен?
Молодцы!
3) настольные игры. (вывешивает карточку на доску (Приложение 4) ).
Все вы их любите и часто играете в свободное время. Приведите примеры (домино, шашки, шахматы, лото, “Собери грибы”, “Мозайка” и т.д.)
Давайте поиграем с вами в домино. Но я не совсем уверена, что знаю правила этой игры. Помогите мне. Дети объясняют. Учитель играет с детьми.
Молодцы!
А сейчас давайте подумаем, зачем словесные, настольные игры и игрушки нужны детям?
Вывод 1: правильно, игры не только развлекают, но и дают новые знания (учитель вывешивает выделенные слова на доску, Приложение 5).
Наверное, вы мне скажите, что есть еще много разных игр, в которые можно играть с младшими братьями и сестрами и будете правы…
Сейчас я хочу провести игру, а вы подумаете, как будет называться этот вид игр.
Физкультминутка
Итак, игра “Лавата”. (Приложение 6)
Правила игры:
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов – в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы – тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш – это "лавата".
Показ новых движений должен совпадать с началом песни.
Учитель говорит: "Мои пальчики хороши, а у
соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют
слова с движениями вправо-влево.
Затем поочередно учитель дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Замечательно!
Садитесь на свои места и ответьте на вопрос, который я вам задала до начала игры?
4) Музыкальные (учитель вывешивает на доску карточку, Приложение 4)
Попробуйте привести еще примеры таких игр: “Если нравится тебе…”, “Лявониха”, “Танец утят”.
Всем вам хорошо известны и горячо любимы такие игры, как футбол, пионербол. Определите, к какому виду относятся игры с повышенной активностью?
5) Подвижные и малоподвижные (учитель вывешивает на доску карточку, Приложение 4).
Приведите примеры. Как вы думаете, зачем нужны такие игры?
Вывод 2: они укрепляют здоровье (учитель вывешивает выделенные слова на доску, Приложение 5).
Вывод общий: зачем нужны детям игры?
– развлекают,
– дают новые знания,
– укрепляют здоровье.
5. Закрепление материала
Коррекционные упражнения:
- Детям раздаю карточки, на которых написаны различные названия игр. Они должны правильно определить вид игр и прикрепить на доску карточки при помощи магнитов. Название игры должно соответствовать виду игр. (Приложение 7).
- Всем детям раздаю напечатанные на карточках загадки (Приложение 8). Дети читают их и выбирают правильный ответ из предложенных картинок (Приложение 9). Потом определяем вид игры (словесные).
- Игра с мячом “ Какие мы?” (по типу “ Съедобное, несъедобное”). Потом определяем вид игры (малоподвижные).
словесные – загадки, “Ладушки”, “Доскажи
словечко”, “Города”.
музыкальные – “Если нравится тебе…”,
“Лавата”.
с игрушками – “Дочки-матери”, “Магазин”,
конструктор.
настольные – “Домино”, “Лото”, “ Морской бой”.
подвижные – прятки, “Съедобное, несъедобное”
Правила игры “ Какие мы?”: все игроки становятся в круг.
Ведущий бросает мяч любому игроку и одновременно называет его положительные черты характера, а ребенок возвращает мяч учителю и называет те черты характера, над которыми ему необходимо работать, исправлять.
Вот пример для учителя: трудолюбивая, а мяч возвращается с ответом ученицы -рассеянная и т.д.
6. Итог урока
Ребята, вспомним еще раз о значении игр. Можно ли без них обойтись при воспитании младших сестер, братьев? Почему? Что не произойдёт?– обратный вывод: дети не будут развиваться.
Оценка работы учащихся.
В заключение урока я хочу привести слова выдающего педагога, писателя А.С.Макаренко “Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…”