УРОК (2 часа )
УЭ – О
- определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”,
- систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
- воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы
- развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер,
- компьютерная презентация к уроку,
- дифференцированный раздаточный материал,
- перфокарты,
- сигнальные карточки,
- Презентация.
УЭ – 1
Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.
1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям, стал целит…ся.
2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .
3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
4. Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш….
5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
8. Такова власть красоты.
Задания:
1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.
2. Определить основную мысль текста.
3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.
4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.
5. Выписать словосочетания
6. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.
7. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.
8. Произвести морфемный разбор слов:
Подумав, сидевшие.
9. По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?
Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.
Ключ № 1.
1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.
2. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.
4. Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.
5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.
6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.
7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.
8. Такова власть красоты.
3)
Оценка Количество ошибок “5” Нет ошибок “4” 1-2 ошибки “3” 4 ошибки “2” 5 и более ошибок
4. Виды орфограмм, встреченных в тексте:
- правописание падежных окончаний существительных,
- правописание неизменяемых приставок,
- правописание -ться- тся в глаголах,
- правописание безударных гласных,
- правописание приставок при- и пре –,
- правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,
- правописание приставок на –з и –с,
- правописание сомнительных согласных,
- правописание Н и НН в суффиксах причастий,
- правописание о-е после шипящих в корне слова,
- правописание не с глаголами,
- правописание окончаний причастий.
Оценка Количество верных ответов “5” 9 – 11 “4” 7 – 8 “3” 5 – 6 “2” 0 – 4
5. Варианты ответа
х
сущест.+ причастиех
причастие + сущест.Сидевших птиц Сидевших на озере Превращенной девушке Превращенной в лебедя Грозившей опасности Грозившей им
Оценка “5” Если даны оба правильных ответа “3” Один ответ ошибочный
6.
- 1 схема – предложение №5 и № 7
- 2 схема – предложение № 3.
- 3 схема – предложение №2
- 4 схема – предложение №6
оценка Количество верных ответов “5” 5 ответов “4” 4 “3” 3 “2” 1-2
7. Варианты ответа:
- Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
- Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
- Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
Оценка Количество верных ответов “5” Работа выполнена верно “2” Неверно выполнена работа
8. Подумав, сидевших
Оценка Количество верных ответов “5” Работа выполнена верно “2” Есть 1 ошибка
9.
1. Причастие обозначает признак предмета по его действию
2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом.
3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:
- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,
- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.
оценка Количество верных ответов “5” Названы все признаки общие и различительные “4” Допущена 1 ошибка “3” Допущено 2 ошибки “2” Три и более ошибки
УЭ - 2
Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.
Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.
Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.
1. Поменяйтесь тетрадями.
2. Пользуясь ключом, проверьте.
3. Оцените работу одноклассника.
Ключ №2.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
Оценка Количество верных ответов “5” Все верно “4” 1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике “3” 3 ошибки “2” 4 и более
УЭ – 3
Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.
Задание 1.
Уровень 1.
Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.
- Неисследованная местность_________________________
- Нескошенная трава_________________________________
- Нерешенная проблема______________________________
- Невыполненное задание____________________________
- Несостоявшееся соревнование_______________________
Уровень 2.
Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.
1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________ дорогам к какому-нибудь озеру.
2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________ зарождается рассвет.
3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. ______________
4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы. ___________________
5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос. _____________________
Работа проверяется учениками- консультантами.
Задание 2.
1. Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик - деепричастия
(Не)трудясь, (не)найдешь счастья;
(не)посеяв, (не)соберешь урожая;
(не)убив медведя, шкуры (не)продают;
(не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.
2. Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).
3. Работу проверьте по ключу №3.
Ключ №3.
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1-2 ошибки “3” 3-4 ошибки “2” 5 и более
1.
Не найдешь не трудясь Не соберешь не посеяв Не продают не убив Не срубишь не взявшись
2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями
(Примеры учащиеся приводят сами).
УЭ – 4
Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Задание 1.
1. От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
2. Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).
Задание 2.
Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:
- паш...щий
- стро...щий
- кол...щий
- слыш...щий
- се..щий
- бре...щий
- та...щий
- вид...щий
- бор...щийся
- дыш...щий
Ответ запишите здесь:
Ответ проверьте по ключу.
Ключ №4.
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 2 ошибки “3” 3 ошибки “2” 4 и более
Задание 3.
(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .
РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.
Оцените свою работу по ключу.
Ключ №5.
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 2 ошибки “3” 3 ошибки “2” 4 и более
УЭ – 5
Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задание 1.
Уровень 1.
Соотнесите части правила
Привести примеры на данное правило.
Уровень 2.
Задание 1.
Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.
Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.
Задание 2. Работа с перфокартой.
- Грибы высушены
- Купленные овощи
- Потушенная ветром
- Груженая баржа
- Дороги пройдены
- Выставленные оценки
- Золототканая скатерть
- Соленые огурцы
- Вытканный ковер
- Искусанный комарами
Ответы проверьте по ключу №6.
Ключ для проверки №6.
Задание 1.
Соотнесите части правила
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1 ошибка “3” 2 ошибки “2” 3 и более ошибки
Уровень 2.
Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1 ошибка “3” 2 ошибки “2” 3 и более ошибки
Задание 2.
- н
- нн
- нн
- н
- н
- нн
- н
- н
- нн
- нн
Оценка Количество верных ответов “5” Нет ошибок “4” 1 ошибка “3” 2 ошибки “2” 3 и более ошибок
УЭ – 6
Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:
- Вспомните цели урока.
- Как вы думаете, достигнуты ли они?
- Какие этапы работы вызвали трудности, почему?
- Как вы оценили результаты своей работы на уроке?
а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;
б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;
в) для полного понимания мне нужно повторить тему;
г) я ничего не понял(ла).
Сдайте оценочный лист учителю.
Домашнее задание:
Сумма баллов за урок | Домашнее задание | Оценка за урок |
67 – 75 | Нет | 5 |
60 – 66 | Повторить правила, на которые допущены ошибки | 4 |
45 - 59 | Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки | 3 |
Ниже 45 | Параграфы 132 -144, упр.281 (по уч.комплексу В.В.Бабайцевой) | 2 |