Урок русского языка "Повторение и обобщение изученного о причастии и деепричастии"

Разделы: Русский язык


УРОК (2 часа )

УЭ – О

  • определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”,
  • систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
  • воспитывать умение слушать товарища, формировать навык самостоятельной работы
  • развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.

 Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер,
  • компьютерная презентация к уроку,
  • дифференцированный раздаточный материал,
  • перфокарты,
  • сигнальные карточки,
  • Презентация.

УЭ – 1

Цель: Проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.

1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям, стал целит…ся.

2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .

3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

4. Но стало казат…ся что ни в лебедя а в человека стреля…ш….

5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.

6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.

7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.

8. Такова власть красоты.

Задания:

1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

2. Определить основную мысль текста.

3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

5. Выписать словосочетания

6. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.

7. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

8. Произвести морфемный разбор слов:

Подумав, сидевшие.

9. По каким признакам мы определяем 1)причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?

Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.

Ключ № 1.

1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

4. Но стало казаться, что ни в лебедя, а в человека стреляешь.

5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

8. Такова власть красоты.

3)

Оценка Количество ошибок
“5” Нет ошибок
“4” 1-2 ошибки
“3” 4 ошибки
“2” 5 и более ошибок

4. Виды орфограмм, встреченных в тексте:

  • правописание падежных окончаний существительных,
  • правописание неизменяемых приставок,
  • правописание -ться- тся в глаголах,
  • правописание безударных гласных,
  • правописание приставок при- и пре –,
  • правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,
  • правописание приставок на –з и –с,
  • правописание сомнительных согласных,
  • правописание Н и НН в суффиксах причастий,
  • правописание о-е после шипящих в корне слова,
  • правописание не с глаголами,
  • правописание окончаний причастий.
Оценка Количество верных ответов
“5” 9 – 11
“4” 7 – 8
“3” 5 – 6
“2” 0 – 4

5. Варианты ответа

    х
сущест.+ причастие
      х
причастие + сущест.
Сидевших птиц Сидевших на озере
Превращенной девушке Превращенной в лебедя
Грозившей опасности Грозившей им

 

Оценка  
“5” Если даны оба правильных ответа
“3” Один ответ ошибочный

6.

  • 1 схема – предложение №5 и № 7
  • 2 схема – предложение № 3.
  • 3 схема – предложение №2
  • 4 схема – предложение №6
оценка Количество верных ответов
“5” 5 ответов
“4” 4
“3” 3
“2” 1-2

7. Варианты ответа:

  1. Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
  2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
  3. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
Оценка Количество верных ответов
“5” Работа выполнена верно
“2” Неверно выполнена работа

8. Подумав, сидевших

Оценка Количество верных ответов
“5” Работа выполнена верно
“2” Есть 1 ошибка

9.

1. Причастие обозначает признак предмета по его действию

2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом.

3.Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

- это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

- но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.

оценка Количество верных ответов
“5” Названы все признаки общие и различительные
“4” Допущена 1 ошибка
“3” Допущено 2 ошибки
“2” Три и более ошибки

УЭ - 2

Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

1. Поменяйтесь тетрадями.

2. Пользуясь ключом, проверьте.

3. Оцените работу одноклассника.

Ключ №2.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное; осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Оценка Количество верных ответов
“5” Все верно
“4” 1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике
“3” 3 ошибки
“2” 4 и более

УЭ – 3

Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Задание 1.

Уровень 1.

Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

  • Неисследованная местность_________________________
  • Нескошенная трава_________________________________
  • Нерешенная проблема______________________________
  • Невыполненное задание____________________________
  • Несостоявшееся соревнование_______________________

Уровень 2.

Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.

1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым____________ дорогам к какому-нибудь озеру.

2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине ______________ зарождается рассвет.

3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова. ______________

4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы. ___________________

5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос. _____________________

Работа проверяется учениками- консультантами.

Задание 2.

1. Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы, 2 столбик - деепричастия

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья;

(не)посеяв, (не)соберешь урожая;

(не)убив медведя, шкуры (не)продают;

(не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.

2. Привести примеры написания Не с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании. (работа в парах).

3. Работу проверьте по ключу №3.

Ключ №3.

Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 1-2 ошибки
“3” 3-4 ошибки
“2” 5 и более

1.

Не найдешь не трудясь
Не соберешь не посеяв
Не продают не убив
Не срубишь не взявшись

2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

(Примеры учащиеся приводят сами).

УЭ – 4

Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задание 1.

1. От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

2. Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня). (Смотри в приложении к уроку).

Задание 2.

Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

  • паш...щий
  • стро...щий
  • кол...щий
  • слыш...щий
  • се..щий
  • бре...щий
  • та...щий
  • вид...щий
  • бор...щийся
  • дыш...щий

Ответ запишите здесь:

Ответ проверьте по ключу.

Ключ №4.

Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 2 ошибки
“3” 3 ошибки
“2” 4 и более

Задание 3.

(Класс работает с учителем).Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.

Оцените свою работу по ключу.

Ключ №5.

Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 2 ошибки
“3” 3 ошибки
“2” 4 и более

УЭ – 5

Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задание 1.

Уровень 1.

Соотнесите части правила

Привести примеры на данное правило.

Уровень 2.

Задание 1.

Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.

Задание 2. Работа с перфокартой.

  1. Грибы высушены
  2. Купленные овощи
  3. Потушенная ветром
  4. Груженая баржа
  5. Дороги пройдены
  6. Выставленные оценки
  7. Золототканая скатерть
  8. Соленые огурцы
  9. Вытканный ковер
  10. Искусанный комарами

Ответы проверьте по ключу №6.

Ключ для проверки №6.

Задание 1.

Соотнесите части правила

Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 1 ошибка
“3” 2 ошибки
“2” 3 и более ошибки

Уровень 2.

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 1 ошибка
“3” 2 ошибки
“2” 3 и более ошибки

Задание 2.

  1. н
  2. нн
  3. нн
  4. н
  5. н
  6. нн
  7. н
  8. н
  9. нн
  10. нн
Оценка Количество верных ответов
“5” Нет ошибок
“4” 1 ошибка
“3” 2 ошибки
“2” 3 и более ошибок

УЭ – 6

Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:

  1. Вспомните цели урока.
  2. Как вы думаете, достигнуты ли они?
  3. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?
  4. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?

а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).

Сдайте оценочный лист учителю.

Домашнее задание:

Сумма баллов за урок Домашнее задание Оценка за урок
67 – 75 Нет 5
60 – 66 Повторить правила, на которые допущены ошибки 4
45 - 59 Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки 3
Ниже 45 Параграфы 132 -144, упр.281 (по уч.комплексу В.В.Бабайцевой) 2