Урок развития речи по русскому языку по теме "Имя прилагательное и его роль в речи"

Разделы: Русский язык


Тип учебного занятия: урок развития речи.

Продолжительность урока: 45минут.

Цели учебного занятия:

  • совершенствовать деятельность ученика, направленную на овладение способами обогащения речи;
  • совершенствовать навыки развития речи;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному языку

Оборудование: АРМ учителя

Дидактические материалы к учебному занятию: раздаточный материал для учащихся

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

знания

умения

1.Организационный момент

2 мин.

Приветствие учащихся. Проверка готовности уч-ся к уроку.

Постановка цели урока.

Организация внимания и внутренней готовности

Умение быстро включаться в деловой ритм

словесный

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, проверяет внешнее состояние помещения, проверяет подготовленность учащихся к уроку,

Приветствуют учителя, информируют об отсутствующих и подготовленности к уроку

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

знания

умения

2.Актуализация знаний учащихся

10мин

Выявить, какая часть речи делает нашу речь яркой,

выразительной.

Знание способов духовного развития. Знать основную роль прилагательного в речи

Умение формулировать выводы. Умение определять роль прилагательного в речи

Словесный, наглядный, эвристический

индивидуальная,

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Слово учителя о безликом городе.

-Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Поэтому приглашаю Вас в необычный. удивительный город, которого нет на карте. Дома в этом городе прочные. Улицы широкие, но всё какое-то безликое, серое. Жили в этом городе разные люди, но многие, кто их видел, утверждали, что они все похожи друг на друга.

Жил в этом городе один чудак. Он больше всего на свете любил приходить в городской старый парк. Мог любоваться падающими листьями, разговаривать с птицами. Больше всего его привлекали цветы. В знак благодарности цветы кивали ему в ответ.

2.Учитель задаёт вопросы.

– Правда, необычный город? Понравился он вам? Как сделать его привлекательным? Какая часть речи поможет?

3.Сообщение темы и цели урока.

– Запишите тему урока. Найдите орфограммы и объясните выбор написания.

– Сегодня мы определим, какую роль играют имена прилагательные в тексте.

4. Словарная работа.

– Давайте раскрасим клумбы удивительного города. И помогут вам имена прилагательные. (У каждого ребёнка имеется раздаточный материал). Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните выбор. Составьте словосочетания. Б…лоснежный, в…ликолепный, р..скошный, (изжелта) красный, удивительный, ( не)сказанной, з…лотистый, фи…летовый, с…ребристый, а(л,лл)ый, б…рхатистый.

5.Слово учителя. Такими замечательными цветами вы украсили клумбу удивительного города. И он перестал быть серым. Посмотрите, как они преобразились. Какая часть речи помогла раскрасить предмет? Запишите первую роль прилагательного. (Имена прилагательные придают тексту яркость, выразительность). Слайд №10

– Ребята, а в нашем городе были этим летом клумбы с цветами?

– Я рада, что вы их заметили. На клумбах города – городские цветы. А какие вы ещё знаете? (лесные, полевые)

1.Учащиеся принимают приглашение в необычный город , слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию (слайды 1-5).

2.Отвечают на вопрос.

3.Записывают тему урока на листках с раздаточным материалом (приложение 1). Находят орфограммы в записи темы урока и объясняют свой выбор.

4.Вставляют пропущенные буквы. Устно объясняют выбор.

5.Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

знания

умения

4.Сбор материала для практической работы и написание миниатюры.

20 мин.

Самостоятельная работа учащихся по обогащению словарного запаса с целью сбора материала к миниатюре.

Представлять картину мира и закономерности его развития.

Знать основы построения текста.

Умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Умение выбирать главное.

Аналитические, практические, наглядные, репродуктивные, словесные, методы стимулирования, самостоятельной познавательной деятельности,

индивидуальная, парная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Слово учителя.

С некоторыми из них мы поближе познакомимся. Для этого отправимся в художественную мастерскую слова.

– Предлагает игру “Угадай цветок”. Работа возможна в парах. Возьмите раздаточный материал. Прочитайте первую загадку. Какова отгадка? (Ответ “ландыши” представлен через проектор). Какая часть речи помогает узнать цветок? Подчеркните те, которые точно передают особенности цветка. Эти прилагательные сегодня вам помогут написать миниатюру.

Принцип работы со следующими загадками аналогичен. Ответы: кошачьи лапки, колокольчик, медуница, фиалка.

2.Слово учителя. Мы познакомились с художественными текстами о цветах и увидели, что писатели создают образ цветка, зачастую загадочный. Что помогает догадаться, о каком цветке идёт речь? Что создаёт образ цветка? (Запах, форма, размер, цвет). Записывают вывод: Имена прилагательные создают конкретный образ. Слайд№15

3.Организует работу по повторению изученного понятия “эпитет”. Как называются яркие, образные определения-прилагательные? Найдите эпитеты в предложенных текстах. О чём говорят они? Запишите третью роль прилагательных: рассказывают о наших чувствах, характере и настроении цветка. Слайд№17

4.Рассказ учителя об удивительном цветке. А сейчас хочу рассказать об удивительном цветке. Для этого приглашаю в Альпы. Издавна существовал там обычай, по которому юноша в знак своей любви дарил девушке цветы – белые, густо опушенные белыми ворсинками. Растут они в труднодоступных местах, будто специально для того, чтобы испытать мужество и глубину чувства влюблённого. Догадались, о каком цветке идёт речь? Это эдельвейс. (Демонстрируется через проектор).

5.Организует работу с раздаточным материалом. Обратитесь к раздаточному материалу. Найдите задание “Восстанови текст”. Выполните его. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу прилагательные. Они даны в словаре для справок. Желающие могут использовать свои прилагательные, а не предложенные.

Проверяет задание. Предлагает прочитать текст два раза: без прилагательных и с ними.

– Спрашивает ребят: “Какой текст больше понравился и почему?”

6.Слово учителя.

Трудно представить, как бы жил мир, если бы исчезли цветы. Они часть нашей жизни. Одни из них, как люди, разговаривают в сказках. Другие молчат. Но своим молчанием могут поведать многое внимательным глазам. Вот что получилось после общения с цветами у дагестанского поэта Расула Гамзатова. Послушайте отрывок его стихотворения. (Читает заранее подготовленный ученик).

Задаёт вопрос после прослушанного стихотворения “Что происходит с цветами у поэта?”

7.Учитель открывает приготовленный сюрприз.

Цветы, как люди, улыбаются, смеются. Они умеют даже петь. Послушайте. (Демонстрируется видеофрагмент).

Задаёт вопросы.

Красивые цветы? Какие из них вы узнали? Интересно, о чём же они пели. А вам хотелось бы узнать?

Предлагает написать миниатюру.

Вот и напишите об этом миниатюру, маленькое сочинение на тему “О чём поют цветы?”. В работе вам помогут прилагательные из раздаточного материала и, конечно же, свои. Какую роль продемонстрируют прилагательные в вашей миниатюре? (Называют три роли: выразительность, образность и отношение пишущего). А композиция П.И.Чайковского “Вальс цветов”, у которого цветы танцуют, вдохновит и поможет создать красивую словесную картину.

1.Работают с раздаточным материалом (приложение1). Отгадывают загадку. Подчёркивают слова и сочетания слов, которые точно передают особенности цветка. Смотрят презентацию.

2.Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

3. Отвечают на вопрос. Находят эпитеты в предложенных текстах (приложение1)

4. Слушают рассказ учителя об удивительном цветке. Смотрят презентацию.

Отвечают на поставленный вопрос.

5.Выполняют задание “Восстанови текст” из раздаточного материала (приложение1). На месте пропусков вставляют подходящие по смыслу прилагательные, берут из словаря для справок.

Читают текст два раза: без прилагательных и с ними. Смотрят презентацию.

– Отвечают на вопрос.

6. Слушают учителя, отрывок стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова (приложение2).

Отвечают на вопрос.

7.Смотрят видеофрагмент (приложение3)

Отвечают на вопросы.

Пишут миниатюру на листках в форме цветка. Слушают вальс П. И. Чайковского (приложение4).

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

знания

умения

5.Чтение работ учащихся.

8 мин.

Отследить результат самостоятельной работы по созданию миниатюры на тему с использованием прилагательных цвета, формы, запаха, настроения, чувств.

Владеть соответствующим видом речевой деятельности.

Знать возможности употребления имён прилагательных в речи

Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задания.

Метод стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля

индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Предлагает прочитать полученные миниатюры 3-4 учащимся.

2. Задаёт вопрос классу. Чья работа больше понравилась и почему?

1. Читают полученные миниатюры (приложение5) 3-4 ученика.

2.Отвечают на вопрос. Чья работа больше понравилась и почему?

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

знания

умения

7.Подведение итогов урока.

5 мин.

Анализ, оценка деятельности учащихся на уроке.

Осознание учениками значимости полученных результатов.

Умение дать оценку успешности достижения цели, ориентация на саморефлексию.

Аналитический, словесный, наглядный

фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Слово учителя. У меня такое ощущение, что я на цветочной поляне. Хочется пройти и собрать букет цветов. Что я и сделаю. Анализ письменных работ мы проведём на следующий урок. А сейчас рефлексия.

2.Задаёт вопросы классу. Что нового узнали на уроке? Что понравилось и почему? Когда было легко, а когда трудно?

1.Слушают учителя и ставят свой цветок-работу в корзинку.

2. Отвечают на вопросы.